Как предпринимателей “кошмарят”

О том, как именно это происходит, рассказывает директор ТОО “Бухучет НАП франшиза № 3” Галина ГОРОХОВА.

– Почему-то сложилась такая практика, что подавляющее большинство уведомлений о каких-либо нарушениях – настоящих или иногда надуманных – сотрудники налоговых органов присылают… задним числом! Когда что-либо предпринимать уже поздно. Предприниматели просто не успевают отреагировать. А между тем срок исполнения уведомлений – 5–10 календарных дней. Не отреагировал – жди наказания.

 Например, многим клиентам нашего ТОО пришлось столкнуться с такой ситуацией: им позвонили из банка и сообщили, что расчетный счет закрыт налоговыми органами. Иногда присылают второе уведомление, сообщая о наложенном штрафе за непринятые меры.

Услышав такое, бизнесмены кидаются к компьютерам проверять свои “Кабинеты налогоплательщика” и видят, что уведомление пришло с явным опозданием. Доказать что-то практически невозможно. Но, не успев в положенный срок отреагировать на первое сообщение, предприниматель, даже если он не допустил никаких ошибок, автоматически превращается в нарушителя, и сотрудники налоговой службы накладывают на него штраф. Просто и здорово.

А что творилось, когда перед новогодними праздниками взялись переустанавливать главный сервер Минфина! Сервер отключили аж до… 6 февраля 2012 года, и предприниматели не могли получить ни уведомления, ни выписки с лицевого счета! А потом вдруг выяснилось, что многим предпринимателям сотрудники налоговых служб… закрыли расчетные счета и наложили штрафы – за то, что они вовремя не отреагировали на уведомления! А как они могли на них отреагировать, если не работал сервер Минфина?! Причем руководство Министерства финансов не могло не знать об этом, ведь именно оно распорядилось о переустановке  программного обеспечения. Но крайним все равно остался предприниматель.

Такая практика особенно губительна в период проведения тендеров: если бизнесмену блокируют счет, то принять участие в тендере он не сможет.

Иногда, вместо того чтобы высылать официальное уведомление о нарушениях, инспектора звонят предпринимателям… домой.

– В апреле 2011 года была запущена система налогового администрирования, – говорит Галина Горохова. – На ее внедрение были потрачены миллионы тенге из госбюджета, а главная цель состояла в том, чтобы свести к минимуму личные контакты между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами. Для предотвращения коррупционных преступлений все общение должно было происходить в электронном виде.

Но не тут-то было! Несмотря на огромные суммы, затраченные на обучение кадров, разработку программного обеспечения и его установку, с октября прошлого года инспектора налоговых органов взялись за телефонные трубки.  

А ведь даже в том случае, если бизнесмен допустил какое-то нарушение, инспектор должен выписать штраф и прислать уведомление – вовремя, а не задним числом! – но налогоплательщик никуда идти не обязан.

Что делать, если инспектор “давит”? В подобных случаях предпринимателям нужно сказать инспектору, что они воспользуются телефоном доверия налоговой службы, обратятся с жалобой или записывают разговор на диктофон – обычно действует!