Сначала, как утверждает пенсионер, его перевезли из дома в частный дом престарелых, где насильно удерживали почти 2 месяца и лишили средств к существованию. А теперь он может остаться ещё и без квартиры, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
В своей темиртауской "двушке" Милис Тажибаев живет один. С женой давно разошёлся, дочь обосновалась в другом городе, и все эти годы отношения они почти не поддерживали. Социальная служба, по заверению аксакала, до недавнего времени тоже не проявляла к нему никакого интереса. Но в августе он нечаянно упал, да так, что несколько дней не мог ходить, пришлось вызвать врача из поликлиники. С этого и начались злоключения пенсионера.
Медики сообщили в акимат, что аксакал заболел и ему некому купить лекарства. К тому же, место его обитания неухожено и больше походит на свалку. В общем, он нуждается в социальной помощи.
Государственного дома престарелых, как выяснилось, в Темиртау нет. Поэтому в акимате предложили временно, до выздоровления обустроить дедушку в частном пансионате для пожилых людей "Dom Zabota", руководит которым Гулжанар Сманова.
Ей и отправили 8 августа 2023 года соответствующее письмо за подписью замглавы города Самата Зияшева.
Забрали, чтобы не украли
В тот же день, 8 августа, к пенсионеру пришли представители акимата, социальной службы, полицейские и перевезли Милиса Тажибаева из собственного дома в дом престарелых.
- Там сначала спросили, где живу, где и как пенсию получаю, сколько. Не успел я заселиться, пришли заведующая и ее помощница: "Заплати за содержание 120 тысяч". Я заплатил, а оставшиеся 220 тысяч положил в карман. Они тут же вывернули карман, деньги вытащили, при мне сосчитали и унесли. Удостоверение, пенсионную книжку, деньги - всё унесли. Сказали: "Будем хранить в сейфе, чтобы не украли". Никакой описи, никаких документов о передаче им денег на хранение не подписали , - рассказывает Милис-ага.
Как в тюрьме
Условия пребывания в пансионате он посчитал неприемлемыми. Говорит, и кормили не очень, и заняться там было нечем. Так можно быстро сойти с ума...
- Пол, потолок и койка, больше там ничего нет. Ни розетки, чтобы побриться, ни телевизора. Как в тюрьме сидишь, - вспоминает мужчина. - Обещали кормить, лечить, а приехал туда - все карманы очистили и в палату посадили.
Через некоторое время пенсионер решил вернуться домой. Там и соседи постоянно навещают, и телевизор можно включить в любой момент. Но все попытки покинуть дом престарелых, по словам Милиса Тажибаева, пресекали сотрудники пансионата под предлогом, что забрать его могут только родственники, причем с разрешения акимата.
- Я собрал вещи, хотел уйти. Только вышел в коридор, одна пришла, мне руку закрутила, пакет забрала, и по всему коридору потащила меня за шкирку. В палату привела, снова на койку положила. И так держали меня почти два месяца, - негодует Милис-ага.
Отчаявшись, он сообщил о своем заточении в полицию. Но, как рассказал аксакал, люди в форме, приехав по сигналу, не помогли пенсионеру выбраться из пансионата с трогательным названием "Dom Zabota", зато "заботливые" сотрудники приюта после этого звонка отобрали у старика сим-карту, оставив его без связи с миром.
Спустя время озадаченные соседи принесли ему в пансионат другую симку. Но, как рассказал Милис Тажибаев, когда он повторно позвонил полицейским с жалобой, что его насильно удерживают в доме престарелых, работники этой обители изъяли у него и новую сим-карту, и телефон.
- Потому что он без конца кому-то звонит, наряду (полицейскому - авт.) звонит, - так объяснила процедуру изъятия телефона у своего подопечного заведующая пансионатом Гулжанар Сманова.
Видимо, слишком много беспокойства доставлял дед своим желанием сбежать из пансионата.
Приютская бухгалтерия
Когда соседи пришли навестить пенсионера в очередной раз, он плакал и просил их найти дочь Шолпан. Милис Тажибаев бросил семью, когда дочка была ещё ребёнком, но сейчас одинокому старику, кроме как на неё, рассчитывать не на кого.
- По своему телефону они связали отца со мной. Он умолял забрать его из дома престарелых, говорил, что умрёт там. На следующий день, 28 сентября, я приехала в Темиртау. Меня отсылали в акимат за разрешением, и отдать отца соглашались только в присутствии заведующей этим учреждением Смановой Гулжанар Нурмановны, - обрисовала ситуацию Шолпан Байбусынова. - В итоге отца я всё-таки увезла, но его документы нам не отдали. Удостоверение личности и телефон ему вернули только через неделю, а пенсионное удостоверение и 220 тысяч, взятые на хранение, не возвращены до сих пор.
Ваша пенсия нам нужнее
Как рассказал Милис Тажибаев, за время пребывания в частном пансионате сотрудники этого учреждения без согласия сняли в Казпочте его пенсию за 2 месяца - август и сентябрь 2023 года. А это 370 тысяч тенге.
- Гулжанар Сманова подтвердила эту информацию. Она сказала, что эти деньги также ушли в счет оплаты за пребывание отца в пансионате. То есть 1,5 месяца его нахождения там обошлись отцу в 120 тысяч тенге, плюс 220 тысяч наличных, которые у него изъяли на хранение, плюс пенсия за два месяца. Итого 710 тысяч. Не слишком ли дорогая получилась социальная услуга? Ну и ещё вопрос: как им удалось снять в Казпочте пенсию отца, если он говорит, что не подписывал никаких доверенностей, разрешающих сделать это за него? - недоумевает Шолпан.
Заведующая пансионата огорошила: сотрудники национального оператора почтовой связи отдают ей чужие деньги, потому что верят на слово.
- Они (работники Казпочты - авт.) знают, они доверяют, - заявила руководитель частного дома престарелых. - Я же никого не обманываю. Я только за двух человек так снимаю - за Тажибаева и за Пирожкова. У него карточка есть, просто в ЦОН надо сходить, документы оставшиеся оформить.
Что творится в закрытых учреждениях и пансионатах
Получается, что на доверии, Гулжанар Сманова сняла со счета 85-летнего старика без его ведома деньги. Вышел он из приюта, и ни еды купить, ни комуслуги оплатить. Такая вот социальная защита.
Дорогая филькина грамота
К слову, с оформлением документов в пансионате "Dom Zabota" вообще серьезная проблема. К примеру, "договор", на основании которого Милиса Тажибаева поместили в дом престарелых, не имеет ни номера, ни печати, а датирован 8 июля 2023 года. То есть составлен он за месяц (!) до того, как аксакала привезли в приют. На основании этой бумажки с деда истребовали 120 тысяч тенге за пансион, от которого он так хотел сбежать .
В этом же "документе" есть приписка от руки: "С 08.07.23 до 08.09.23 полностью пенсию мы получаем".
При этом Милис-ага заверяет, что договор не подписывал, и виза там стоит не его.
- Там какую-то закорючку нарисовали, это не моя подпись, - настаивает он.
Любопытно, что дом престарелых в этой бумаге именуется хостелом, а заказчиком социальной услуги в ней указаны Милис Тажибаеев и акимат. Так и написано - без указания города, без расшифровки, городской он или районный. Правда, когда мы показали этот "договор" в самом акимате, там от него срочно "открестились".
- Это же филькина грамота! Там даже наших реквизитов, печати нет. И потом, от имени акимата как минимум должен руководитель аппарата ставить печать, а не неизвестное физлицо, - прокомментировала помощник акима г.Темиртау по связям с общественностью, дипломированный юрист Гульнур Абдгалиева. - Или взять эту приписку. Она должна оформляться в виде допсоглашения, везде должны стоять подписи и печати. То есть юридической силы эта бумага не имеет А с "8 июля", я считаю, должны разбираться правоохранительные органы. Прямо настоятельно рекомендую родственникам обратиться в органы. А если сняли пенсию, нужно полицию, прокуратуру поднимать, проверять договор, который вы нам показали.
Охота за наследством
Пока Милиса Тажибаева обеспечивали соцзащитой, на его квартиру в Темиртау началась настоящая охота. В местном исполнительном органе сообщили, что имуществом пенсионера интересуются неизвестные люди.
- Какая-то юрист пришла. Она и ко мне приходила, говорит: "Я хочу взять у него генеральную доверенность". У него есть жилье, есть пенсионные отчисления, она хотела их снять. Я говорю: "Вы кто? На каком основании интересуетесь?" Родственницей представилась. Но она не родственница, у нее какие-то интересы, - полагает главный специалист отдела социальных программ и занятости Аяулым Баскарбаева.
Соседи тоже опасаются, что пенсионера оставят без жилья. Слишком много ходоков в последнее время крутится вокруг Милиса Тажибаева. Одни представлялся племянниками, другие прокурорами, третьи адвокатами. Приходят, интересуются, приватизировано ли его жильё и на ком оно числится.
Хозяйка пансионата "Dom Zabota" Гулжанар Сманова поведала, что и к ним в приют не раз приходила некая юрист Самал, которая интересовалась квартирой Тажибаева и говорила, что якобы он дал ей генеральную доверенность на распоряжение своей квартирой.
Почему никто из ответственных лиц до сих пор не заявил в полицию об этих визитах, непонятно. Тем более что в Темиртау уже есть случаи наживы на пожилых людях. По словам Гулжанар Смановой, сейчас в её пансионате находится подопечный, на которого при содействии этой же Самал обманным путем повесили неподъёмный кредит.
- Он рассказал, что еще до того, как он к нам попал, у него удостоверение забрали, и 700 тысяч эта юрист на него оформила. У него пенсия 70 тысяч тенге была, а сейчас 50 тысяч, потому что 20 он платит за кредит, - рассказала Сманова. - Я и Шолпан предупредила, что Самал по гендоверенности ваше наследство, квартиру заберет и обратно мне привезет вашего деда.
После этих событий дочь Милиса Тажибаева написала заявление в Старогородский отдел полиции г.Темиртау. По данному факту заведено уголовное дело по статье 190 ч.2 п.1 УК РК "мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору".