Как повышение утилизационного сбора в России может отразиться на развитии казахстанского автопрома

На днях российскую общественность всколыхнула новость о предложении минпромторга повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87–125 процентов с 2018 года. По мнению экспертов, увеличение сбора на фоне роста акцизов поднимет стоиомость новых автомобилей на 10–17 процентов.

Многие казахстанские автолюбители, также как и мы с вами, задались вопросом о том, как вся эта ситуация может отразиться на нашем автомобильном рынке.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz опросил авторитетных казахстанских автомобильных экспертов и узнал, как эта ситуация может повлиять на казахстанский авторынок и стоит ли нам ожидать повышения цен вслед за Россией.

Эдуард ЭДОКОВ, глава Независимого автомобильного союза Казахстана

- Что такое утилизационный сбор и для чего он нужен?

- Есть две точки зрения на утилизационный сбор. Если мы берем развитые рынки, в частности Европу, то там он имеет несколько другой характер. Там утилизационный сбор существует для того, чтобы утилизация уже отслужившего автомобиля была кем-то оплачена. Например, в Германии этот сбор составляет 100-200 евро с каждой машины, и эта сумма является разумной, особенно если делить её на 10-20 лет, которые прослужит автомобиль. На мой взгляд, это нормальная сущность и основа утилизационного сбора.

Но что в России, что в Казахстане сама идея утилизационного сбора с европейской практикой не совпадает. Когда в России впервые появился сбор, это было ответом на снижение таможенных пошлин при входе России в ВТО. Подобный ход помог защитить российский рынок от иностранных автомобилей и субсидировать АвтоВАЗ. На тот момент Россия облагала сбором только импортируемые автомобили. После множества громких процессов иностранным производителям удалось добиться одинаковых условий как для своих автомобилей, так и для российских.

- А как обстоят дела в Казахстане?

- В Казахстане ситуация с утилизационным сбором примерна похожа, ведь его введение тоже было мало связано с целью утилизировать автомобили. Когда его ввели, никаких утилизационных производств в Казахстане вовсе не было, но деньги успешно собирались в течение нескольких лет, до того момента, когда неделю назад в Караганде Нурсултан Назарбаев дал старт предприятию по утилизации автомобилей.

Так что в какой-то мере этот сбор был протекционистской мерой для того, чтобы оградить рынок от ввоза автомобилей и помочь местному, так называемому казахстанскому автопрому.

Для потребителей утилизационный сбор и налог на первичную регистрацию авто практически убили рынок ввоза подержанных автомобилей. Из-за этого ввоз подержанных автомобилей почти остановился, и теперь они ввозятся в малых количествах. Цены на автомобили, как на новые, так и на подержанные, пошли вверх. И если сейчас мы посмотрим на объемы продаж, когда никаких сборов не было, то можно заметить, что в год могло продаваться примерно 160 тысяч новых автомобилей, а подержанных ещё больше. После введения «драконовских» оброков, например, в 2016 году было продано около 40-50 тысяч новых автомобилей. Нельзя отрицать, что свою роль сыграл и экономический кризис, но свое влияние оказали и новые налоги.

- В нашей стране очень любят повторять за соседями, особенно когда речь касается повышения налогов. Как думаете, стоит ли ожидать поднятия цен на утилизационный сбор и в Казахстане?

- Да, в этом плане мы очень часто следуем за нашими соседями. Теоретически такой вариант вполне вероятен. Но если смотреть на практике, то ставки, которые уже сейчас существуют, сильно подкосили продажи. Сейчас в этой отрасли худо-бедно теплится жизнь, но если произойдет увеличение цен, то это будет смерти подобно. Я думаю, что в здравом уме люди, которые смотрят на экономическую составляющую рынка, вряд ли пойдут на повышение суммы утилизационного сбора.

Евгений КУБЕКОВ, шеф-редактор Motor.kz

- Насколько адекватным кажется повышение сбора более чем в два раза?

- Я могу сказать, что нам к такому не привыкать, ведь у нас утилизационный сбор выше, чем в России. Причем существенно.

- Может ли повышение утилизационного сбора в России повлиять на казахстанский авторынок? Скажется ли это на ценах?

- На нас это особо не отразится, потому что на все автомобили, которые идут в Казахстан и продаются через официальных дилеров, распространяется уже наш утилизационный сбор и наш НДС.

- Как думаете, последуют ли наши власти примеру России и стоит ли ожидать повышения утилизационного сбора у нас?

- Нет, у нас этого не будет. Наш утилизационный сбор повысится только за счет того, что каждый год у нас корректируется МРП. И пока я не слышал, что у кого-либо есть планы по повышению суммы сбора, ведь она и без того довольно большая. Платить треть суммы от стоимости автомобиля за утилизационный сбор – это то ещё дело.

НАША СПРАВКА. Насколько сильно отличается российская ставка утилизационного сбора от казахстанской?

В Казахстане базовой ставкой утилизационного сбора является сумма, кратная 50 МРП (на 2017 год - 113 450 тенге). Для расчета нужно умножить базовую ставку на коэффициент, соответствующий объему двигателя выбранного вами автомобиля. Например, сбор за Toyta Camry 2017 года выпуска с объемом двигателя 2,5 литра составит 1 134 500 тенге

Таблица расчета суммы утилизационного сбора в Казахстане. Фото - kolesa.kz

В России действует такая же система, и вычисления проводятся точно так же. На 2017 год базовой ставкой за сбор является сумма, равная 20 000 рублей (113 236 тенге). При покупке той же новенькой Toyta Camry россияне заплатят утилизационный сбор в сумме всего 648 842 тысячи тенге.

Расчет стоимости утильсбора в России. Фото - alta.ru