Как повлияет снижение базовой ставки на казахстанцев

Некоторые эксперты предрекали повышение с 9 до 16 процентов и сильнейший стресс для экономики, сродни лихим 90-м, со всеми вытекающими последствиями: обнищанием населения, крахом на рынках. Но! Нацбанк принял иное решение…

История базовой ставки в нашей стране похожа на многострадальный путь в поисках истины, которая позволила бы раскрыть секрет эффективной экономики. В 1990-х, когда ее называли “официальной ставкой”, или ставкой рефинансирования Нацбанка, процент ее доходил до 300! Но тогда вся экономика была большим “полем чудес”. Чтобы было понятно рядовому читателю, ставка рефинансирования – это ставка, под которую Нацбанк выдает кредиты банкам второго уровня. А потом уже эти банки кредитуют нас с вами. Поэтому, как ни крути, величина ставки касается кармана каждого гражданина. С 1 апреля 2017 года официальная ставка рефинансирования стала называться “базовой”, да и сама она претерпела немало изменений. До нынешнего размера (9 процентов) она победоносно спустилась 20 ноября 2001 года, а самый низкий показатель был в августе 2012 года, когда ставку зафиксировали на уровне 5,5 процента, и она продержалась таковой 2 года.

В общем, ставка – это такой “финансовый штурвал”, с помощью которого пытаются вырулить из турбулентности в экономике. И от мастерства управления этим штурвалом, по сути, должна зависеть ситуация в стране. Все последние годы эксперты ожидали снижения ставки. Хотя бы до уровня России, где 7,5 процента. Чтобы кредиты стали доступнее, заработала экономика, росли спрос и производство. Но грянула пандемия, которая изменила планы. Инфляция галопом промчалась по всему миру. Не только в Казахстане. Так, в Турции произошел обвал лиры, и ключевая ставка там была повышена до 24 процентов. Слухи о том, что в Казахстане ожидается повышение ставки до 16 процентов, конечно, не появились на ровном месте. Ряд экспертов в своих постах называли эту цифру и с ужасом говорили о последствиях.

Так, экономист Айнур ТУРСЫНКАН написала в своем посте в “Фейсбуке”: “Этот удар станет контрольным выстрелом в голову каждому казахстанцу. Базовая ставка при кризисе в 9 процентов планируется к поднятию до немыслимых, как в наркобаронских банановых республиках, 16 процентов (такое у нас было)”. Далее по тексту поста: “Постоянно высокая базовая ставка превратила деньги в товар, а не в средство расчета”. В социальных сетях шли очень острые дебаты всю неделю.

“Инфляцию это не остановит”

На днях Нацбанк огласил новую ставку, подняв ее “символически” всего на 0,25 процента. Что повлияло на это решение, нам остается только гадать. Но очевидно всем: идут метания, поиск выхода из ситуации, инфляция-то в стране продолжает расти. И не факт, что это “символическое поднятие” станет последним в этом году.

Но спасет ли страну от роста инфляции поднятие ставки и почему этот “финансовый штурвал” не работает в условиях повышенной туманности на нашем финансовом рынке, мы спросили у экономиста Мурата ТЕМИРХАНОВА.

– На самом деле влияние базовой ставки в Казахстане достаточно ограниченное, особенно если сравнивать с развитыми странами, где нормальные рыночные отношения. Об этом напрямую говорит сам Нацбанк в своей последней стратегии.

У нас базовая ставка очень плохо работает из-за того, что рыночная экономика и финансовый сектор в Казахстане очень слабо развиты. Если говорить об эффективных западных рынках, там, конечно, базовая ставка или ключевая ставка, как там она называется, напрямую действует на стоимость кредитов и депозитов на финансовом рынке. Механизм такой: базовая, или ключевая, ставка увеличивается или уменьшается, и это тут же влияет на ставки по депозитам и кредитам как для юридических, так и физических лиц.

Например, при маленькой ставке кредиты становятся более доступными, в экономике – больше кредитных денег, и как результат – растет инфляция. И наоборот. Для успешного развития экономики в любой стране должна быть небольшая инфляция. В развитых странах целевая инфляция находится в районе 2 процентов. В развивающихся странах, таких как Казахстан, целевая инфляция находится на более высоком уровне. Например, у нас и в России долгосрочная цель по инфляции находится в районе 4 процентов.

К сожалению, в Казахстане изменение базовой ставки практически не влияет на рост или снижение уровня кредитов в экономике. Прежде всего, это связано с тем, что правительство выдает большой объем кредитов по ставке гораздо ниже рыночных ставок. Также на плохую эффективность базовой ставки влияет еще ряд крупных проблем экономики. Это низкий уровень развития финансового рынка, плохая диверсификация и слабое развитие конкуренции и рыночных механизмов в экономике. Поэтому, хоть как ты меняй базовую ставку, она сильно не повлияет на ситуацию с высокой инфляцией.

Сейчас увеличили ставку на 0,25 процента. По мне, это просто дипломатический шаг, чтобы показать, что у нас есть монетарная политика под названием “инфляционное таргетирование”. Даже если бы Нацбанк поднял базовую ставку сразу на 2 процентных пункта, это не смогло бы сдержать инфляцию, поскольку спрос в экономике и так подавлен из-за кризиса.

– На этой неделе ожидали более высокое повышение ставки – до 16 процентов, но этого не случилось…

– Разговоры всегда будут, дискуссии вокруг базовой ставки идут. Повторюсь, у нас экономика не диверсифицирована, у нас слабо развиты рыночные механизмы и конкуренция, соответственно, инфляция в Казахстане растет не из-за того, что кредитов много и спрос на товары большой. Напротив, у нас кредитование падает, особенно кредитование бизнеса. Потребительское кредитование ограничивает регулятор, что абсолютно правильно, поскольку там уже большие риски по социально незащищенному населению. На сегодняшний день инфляция в Казахстане растет, потому что цены на международных рынках растут и в нашей экономике слишком много государства, которое искажает рыночные отношения и ведет неправильную бюджетную политику.

Сейчас у людей в целом доходы упали, спрос снизился на все товары, а кредиты для бизнеса растут медленнее, чем рост ВВП. При этом инфляция всё равно растет. Поэтому такую инфляцию повышением базовой ставки не сдержать. Я считаю, что трогать сейчас базовую ставку нет большой необходимости. Разница между базовой ставкой и инфляцией может быть равна нулю или даже быть отрицательной, и этому есть много примеров. Однако для этого нужно проводить правильную бюджетную политику и делать глубокие структурные реформы, чтобы у нас была высокоразвитая рыночная экономика. Сегодня властям нужно сделать честный анализ причин инфляции в Казахстане.

АЛМАТЫ