Как построить город мечты

Глава города Бакытжан САГИНТАЕВ представил “Стратегию развития “Алматы-2050”, по которой мегаполис должен стать самым развитым, богатым и промышленным регионом страны уже через 30 лет.

Пока проект не утвержден. Сам документ доступен на сайте https://almaty-2050.kz.

Стратегия состоит из 7 основных пунктов. По каждому из пунктов поставлены свои цели. Сказать, что план выполнен, можно будет только тогда, когда будут реализованы все поставленные задачи.

Город без окраин

Проблема. Алматы оказался не готов к быстрому росту.

В 2011–2014 гг. к городу были присоединены сельские территории Алматинской области. И сразу же ребром встала проблема маятниковой миграции: сотни тысяч людей каждый день перемещаются из одного конца мегаполиса в другой для удовлетворения своих жизненных потребностей, так как большая часть мест притяжения находится в центре – работа, обучение, досуг, спорт, покупки. Две трети вузов, музеев, торговых центров, парков и театров находится выше прос­пекта Райымбека.

Средняя зарплата в цент­ральном Медеуском районе в два раза выше, чем в окраинном Наурызбайском.

Во многих микрорайонах нет центрального водоснабжения и канализации, не развита дорожная сеть, не освещены улицы.

Решение. Алматы должен стать городом без социальных и ментальных барьеров, разделяющих его на промышленный “низ”, благополучный “верх” и неразвитые окраины. Застройка будет производиться компактно, чтобы жилые дома, офисы, магазины, детские сады, парки находились в шаговой доступности. Люди не должны тратить время на рутинные дела. Но при этом такие “города в городе” должны быть связаны транспортной инфраструктурой.

Для этого акимат разработал план “Новый Алматы”. Его цель – сделать жизнь удобнее во всех районах. За 5 лет надо решить вопросы обеспечения водой, освещения, благоустройства дворов, общественного транспорта, строительства жилья, детсадов, школ, дорог. На развитие окраин потребуется около 800 миллиардов тенге бюджетных и частных инвестиций.

До конца 2021 года запланировано обеспечить водой и канализацией 23 микрорайона на окраинах, освещением – 100 процентов улиц и дворов, довести долю дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии до 75 процентов. Разработана поэтапная программа сноса 948 ветхих домов.

Постепенно фокус развития будет перемещаться из центра на 6 новых зон роста мегаполиса. Рядом с аэропортом будет создана зона “Восточные ворота”, в направлении Капшагая – “Северные ворота”, в районе ТЭЦ-2 – “Западные ворота”, в сторону Каскелена – “Южные ворота”. Здесь будет сосредотачиваться большая часть прироста населения и рабочих мест.

Во всем “Новом Алматы” будут развивать рекреационную зону – разбивать скверы, парки и зоны отдыха.

Цель – увеличить долю поездок на общественном транспорте до 60 процентов, 85 процентов горожан будут жить в шаговой доступности от места работы или остановки общественного транспорта.

“Умный город”

Проблема. В общем объеме алматинцы передвигаются: 41 процент – на автомобилях, 39 процентов – на общественном транспорте, 19 процентов – пешком и 1 процент – на велосипеде. Лучшее за счет хорошего: в ближайшее время Алматы может измениться до неузнаваемости

Ежедневно горожане совершают 1,2 поездки на общественном транспорте. Для сравнения: в Москве – в 12 раз больше – при населении лишь в 6,8 раза больше. Избыток автомобилей ведет к повышению уровня загрязнения воздуха и возникновению заторов.

Из 18 тысяч километров инженерных сетей города более 60 процентов сетей водопровода, канализации и тесплоснабжения изношено. Из-за этого мы теряем 18 процентов воды, 16 процентов тепла,13 процентов электроэнергии и 4 процента газа.

Решение. Все проблемы надо решать, но так, чтобы в будущем снова не наступить на те же грабли. Одним из рецептов является “умный город”. Для этого будет создана единая информационная система, в которой всевозможные датчики, камеры, сети, “умные” устройства и хранилища данных будут связаны между собой в “центральную нервную систему” – Big Data Almaty.

Система будет отслеживать изменение погоды, экологическую обстановку, состояние инженерных коммуникаций и дорожной инфраструктуры, ситуацию на улицах на объектах города. Это позволит управлять инфраструктурой с помощью искусственного интеллекта, а также предупреждать о рисках для людей и мегаполиса. На базе этих данных будет построена аналитика для того, чтобы акимат и правительство могли делать прогнозы и принимать решения.

Город равных возможностей

Проблема. 19 декабря 1981 года в Алматы родился миллионный житель, 28 октября 2013 года – полуторамиллионный. Формально сейчас в городе проживает 1,8 миллиона человек. По факту – более 2 миллионов. Чтобы стать миллионником, Алматы понадобилось 127 лет. Дубль мы нажили за 40 лет.

Основной прирост населения (60 процентов) дает миграция. Неконтролируемый рост числа жителей создает избыточную нагрузку на социальную инфраструктуру, ЖКХ, местные инженерные сети и дороги.

При этом более 80 процентов алматинцев не могут себе позволить жилье. Даже в ипотеку. Поэтому они вынуждены жить в съемных квартирах или строить недорогие частные дома. За последние 6 лет число многоквартирных домов в Алматы выросло на 13 процентов, а вот частного сектора – более чем в 2 раза. Это превращает окраины города в “шанхаи”. Место жительства человека стало социальным маркером. Молодежь не может найти работу, люди с ограниченными возможностями – свободно передвигаться, учиться и работать наравне с другими. Всё это чревато ростом социального напряжения и ухудшением криминальной обстановки.

Решение. Алматы должен развиваться как инклюзивный человекоцентричный город с равными возможностями для всех граждан.

Почти половина местного бюджета – 204 миллиарда тенге – расходуется на социальную сферу. На помощь инвалидам, школьникам, студентам, пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям, ветеранам ВОВ, афганцам направлено 68 миллиардов тенге. До конца года по госпрограммам “Нұрлы жер” будет выдано более тысячи квартир для работающей молодежи. С 2020 года будет продолжена городская программа “Алматы жастары”, по которой молодежи будут передавать до тысячи квартир ежегодно.

Другая цель – создать “безбарьерную” среду. Обеспечить полную доступность городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.

Для этой работы лучше всего подходит волонтерское движение. В масштабах нашего мегаполиса нам предстоит наилучшим образом реализовать принцип “слышащего государства”.

С 2020 года планируется направлять в каждый район до 500 миллионов. тенге, целевое назначение которых будут определять сами жители.

Зеленый город

Проблема. В воздушный бассейн города выбрасывается более 120 тысяч тонн вредных веществ. Две трети из них дает автомобильный транспорт, в Алматы зарегистрировано более 500 тысяч машин. Еще 200 тысяч иногородних автомобилей заезжают каждый день.

На одного алматинца приходится лишь 8,2 квадратных метра зеленых насаждений.

По этому показателю мы отстаем от многих крупных городов. Из 2,23 миллиона деревьев лишь 1,68 миллиона признано здоровыми. Почти четверть готова погибнуть.

Решение. Сейчас по ТЭЦ-2 проводится исследование. Результаты будут весной. На их основе будет рассмотрена возможность ее перевода на газ.

В городе запущена программа “Jasyl Almaty”. Задача-минимум – посадить миллион деревьев за три года с приоритетом на окраины. Это позволит обновить местный зеленый фонд.

Приоритет в развитии отныне будет отдаваться экологически чистым видам транспорта. Прежде всего, электрическому и массовому общественному транспорту – БРТ, ЛРТ, электричкам. Это избавит город от пробок на дорогах. До конца 2021 года завершат строительство станций метро “Сарыарка” и “Достык”.

Акимат будет постепенно запрещать использовать транспорт на дизельном топливе. Будут созданы зоны, свободные от автотранспорта.

Горы будут защищены от чрезмерной нагрузки и застройки. Массив Кок-Жайляу будет развиваться как экологический парк.

Приоритет будет отдаваться экологически чистым методам производства энергии.

Цель – довести площадь озеленения до 20 квадратных метров на человека.

Безопасный город

Проблема. В Алматы живет 10 процентов населения страны. Но совершается более 21 процента преступлений. В целом преступность в городе растет быстрее, чем по республике.

В южной столице происходит почти треть всех ДТП. А число пострадавших достигает четверти от общестрановой. Плюс всегда существуют риски природных и промышленных чрезвычайных ситуаций – землетрясений, оползней, селей, пожаров.

Всё это делает город малоприв­лекательным для проживания, работы и приема гостей.

Решение. Снова должны помочь “умные” технологии – камеры, датчики, анализ Big Data, искусственный интеллект. Для профилактики правонарушений и борьбы с преступностью реализуется проект “Система видеомониторинга мест массового скопления”. Запланировано до конца 2020 года установить одну тысячу камер с интеллектуальной системой распознавания и видео­аналитики.

Реализуется проект грамотного проектирования и организации дорожного движения и инфраструктуры. Он позволит минимизировать травматизм и смертность на дорогах.

Службы ЧС внедряют систему цифрового мониторинга селевой опасности, которая позволяет в круглосуточном режиме отслеживать через датчики состояние моренных озер и дамб на реках. В 2020 году под проект попадет 31 селеопасный объект.

Будет продолжено укрепление русел рек. Готовится проект строительства селезащитных плотин в ущельях Аксай и Аюсай.

Для усиления борьбы с сейсмоопасностью акимат в следующем году откроет специальный симуляционный учебно-методический центр обучения населения и подготовки спасателей при землетрясениях. Алматы слезам не верит: Президенту доложили, куда боятся ездить скорая и пожарные

Цель – снизить смертность на дорогах до нуля, а также количество преступлений – в 5 раз.

Глобальный деловой центр

Проблема. Местная экономика растет. Но в основном за счет прироста населения. В 2018 году валовой региональный продукт города вырос на 2,8 процента – меньше, чем прирост населения.

Одновременно происходит упрощение экономики. Доля финансовой, научной и технической деятельности в ВРП упала до 20 процентов. Взамен растет доля торговли – до 36,5 процента. В Алматы доля занятых в этой сфере значительно выше, чем в более развитых странах, а в сфере искусства, развлечений и туризма – ниже.

По ВРП на душу населения мы отстаем от сопоставимых с нами городов – Варшавы, Саппоро, Ванкувера и других. Без повышения производительности труда Алматы рискует потерять лидирующие позиции в стране.

Решение. Чтобы выйти на уровень Саппоро и Ванкувера, мы должны резко нарастить темпы реального роста экономики. Не менее 5 процентов в год. Главная цель – к 2050 году увеличить ВРП на душу населения в 2,5 раза.

Для этого необходимо больше развивать производительные сектора экономики, требующие высокой квалификации. Это профессиональные и научно-технические услуги, ИКТ, финансы и страхование, образование, здравоохранение. Трансевразийский торгово-транспортный коридор Восток – Запад открывает для Алматы хорошие перспективы.

Находясь в центре нового Шелкового пути, мы должны в полной мере использовать свой геоэкономический ресурс, став хабом мировой торговли и международных коммуникаций в Центральной Азии.

Цель – войти в топ-50 рейтинга Global Financial Centres Index.

Культурный креативный город

Проблема. Двое из пяти местных жителей в возрасте до 35 лет намерены уехать из Алматы или думают над этим, считает КГП “Центр мониторинга и анализа”.

Утекающие “мозги” замещают менее образованные и квалифицированные кадры из других регионов. Человеческий капитал города размывается.

Конечно, на фоне других регионов страны Алматы смотрится лидером. Здесь работает почти половина всех креативных предприятий РК. Это рекламные агентства, архитектурные и проектные бюро, разработчики программного обеспечения, издательства, производители кино-, видео- и телепродукции, театры, цирки, концертные залы, дома моды, студии звуко­записи и другое. Но в разрезе всей экономики доля “креатива” очень мала – чуть больше 6 процентов от общего числа зарегистрированных предприятий.

Решение. Креативная экономика стимулирует инновации, трансфер знаний и идей в разные ниши экономики, создавая новые бизнес-решения на стыке отраслей. Для привлечения талантливой молодежи будет обеспечена доступность творческих пространств и средств – помещения для работы, коворкинги по образцу Smart Point, Depo, бизнес-инкубаторы с доступом к современному оборудованию и курсам. В будущем возможно создание творческих кварталов. Музеи, библиотеки, театры будут модернизированы с учетом инноваций.

Цель – повысить долю предприятий креативной индустрии до 12 процентов, поднять долю внутренних затрат на НИОКР в ВРП до 5 процентов.

АЛМАТЫ