– Около 10 лет назад была начата работа по определению маршрутов новой дороги, соединяющей Алматы с озером Иссык-Куль. Было предложено три варианта. После экспертизы выбран один, проходящий через села Узынагаш – Кастек – Михайловка – граница Киргизии в селе Карасай-батыр с выходом на трассу Бишкек – Чолпон-Ата, – рассказал “КАРАВАНУ” руководитель управления строительства и реконструкции комитета автомобильных дорог министерства по инвестициям и развитию РК Ерлан ЖУМАГУЛОВ.
От Алматы до Узынагаша дорога у нас есть. Дорога до Кастека тоже – 42 километра, но она относится к 4-й категории, и ее нужно реконструировать. А вот до села Михайловка дороги нет. Нужно строить новый путь в 48 километров. Общая протяженность маршрута составит 280 километров.
В настоящее время национальный оператор автомобильных дорог ТОО “Казавтожол” ведет разработку ТЭО новой трассы. Эту работу предприятие должно закончить в этом году.
В лучшем случае трасса получит вторую категорию. Если интенсивность движения по ней составит более 7 тысяч автомобилей в сутки. Но вероятнее, что новой дороге будет присвоена 3-я категория. Она чуть уже, соответственно дешевле в строительстве и обслуживании.
За чей счет?
Другой большой вопрос – финансирование строительства. Откуда придут деньги – непонятно. Бишкек выделить деньги на такой крупный проект не может. Сейчас идет реконструкция кольцевой автодороги вокруг Иссык-Куля. Общая стоимость работ составит 100 миллионов долларов, которые должны прийти из бюджета страны. В этом году должен завершиться только первый этап работ на северном побережье. На другие проекты у страны денег нет.
Есть большая вероятность, что это будут деньги из бюджета РК. Но у нас есть и свои проблемы, которые нужно решать.
– Комитету автомобильных работ поручено прежде всего, максимально завершить переходящие проекты в рамках программы “Нурлыжол”, – рассказал Ерлан Жумагулов. – Поэтому основные средства, отпущенные на строительство и ремонт дорог, комитет направляет на собственные масштабные работы. Это проекты Центр – Восток, Центр – Юг, Алматы – Талдыкорган, Актау – Бейнеу, Уральск – Каменка, Актобе – Атырау. Всего на эти цели выделяется порядка 300 миллиардов тенге. 50 миллиардов, которые нужно будет изыскивать на дорогу Узунагаш – Михайловка, составляют шестую часть годового бюджета комитета.
После завершения национальных проектов комитет начнет работать по этому проекту. Пока же министерство по инвестициям и развитию рассматривает как основной вариант механизм государственно-частного партнерства. Получается, новая дорога может быть с самого начала платной, дабы сразу начать монетизировать проект. В 2015 году Китай выражал готовность выделить кредит на льготных условиях. Но это было только предложение.
Пять маршрутов
Проект Узынагаш – Кастек – Михайловка – уже пятый вариант дороги от Алматы до Иссык-Куля. Первый и второй проекты предполагали строительство трассы напрямую от Алматы до Чолпон-Аты. Но они не дошли даже до стадии рассмотрения: перепад высот на пути составляет более 3,5 тысячи метров. Трасса была бы очень опасной, с постоянными рисками быть заваленными камнями, оползнем и снегом. Кроме этого, маршруты проходили через особо охраняемые территории – здесь у нас расположен Иле-Алатауский природный парк. По сути, легкие для Алматы.
Бишкек тоже сразу отверг те предложения. Для него это был самый затратный вариант: маршрут пересекал сразу два хребта – Заилийский и Кунгей-Алатау. Строительство в горах – лучший способ разориться для небогатой страны. Особенно если район заселен слабо и перспектив на будущее мало.
Третий проект был выдвинут в 2006 году. Он предполагал строительство дороги по маршруту Алматы – Узынагаш – Быстровка – Балыкчи – Чолпон-Ата длиной 88 километров. Цена строительства одного километра по проекту – 3,5 миллиона долларов. Идею поддержал Европейский банк реконструкции и развития и готов был выделить грант. Даже подписали меморандум о сотрудничестве, но проект снова встал.
Нынешний проект – это скорее вариант четвертого маршрута от Узынагаша до киргизского города Кемина, через который проходит трасса Бишкек – Чолпон-Ата. Тогда предполагалось построить дорогу в 117 километров. Маршрут тоже непростой, зато высота перевалов ниже 3 километров.
Кому это выгодно?
Такое тяжелое согласование проектов показывает, что экономической выгоды эта дорога Казахстану не принесет. Даже больше – она может серьезно навредить экономике Алматинской области. Почему?
Безусловно, главным выгодополучателем становится Киргизия. Из 4–5 миллионов туристов, посещающих Иссык-Куль за год, более 60 процентов – граждане Казахстана. Облегчение пути позволит увеличить поток туристов. Это будет означать, что прилегающие к Алматы зоны отдыха лишатся посетителей. Не будет развиваться сервис, ориентированный на иностранных туристов.
По оценкам правительства Киргизии, 100 тысяч туристов в среднем за один день проживания оставляют на Иссык-Куле до 20 миллионов долларов. Всего три летних месяца дают половину регионального продукта Иссык-Кульской области. С открытием трассы отдых на озере может стать круглогодичным. При этом новую дорогу Бишкек намерен получить почти бесплатно: 3 километра дороги от Карасай-батыра до Кемина уже построены и так.
Есть и другие выгоды для Киргизии. Иссык-Кульская область – крупный производитель молочной продукции, мяса, овощей и фруктов. Но дорогая перевозка делает эти товары неконкурентоспособными даже в Бишкеке. Появление короткого плеча доставки вдохнет в экономику региона новую жизнь. Рынок Алматы может поглотить всю продукцию региона. В области будут развиваться выращивание выгодных скоропортящихся продуктов и переработка. А это уже будет тормозить развитие Алматинской области.
Одновременно Бишкек показал, что он может жестко отстаивать свои экономические интересы. В 2014 году он национализировал четыре узбекских санатория. С трудом были признаны казахстанскими другие четыре санатория, принадлежащие нашим компаниям.
Таким образом, миллиарды тенге Казахстан потратит не для себя, а к выгоде соседней страны. Которая, кстати, строит экономическую политику на использовании нашего рынка и умудряется регулярно получать от нас же помощь.