Как попасть в правительство через “окно”

В отличие от обычного правительства вход в электронное возможен только через “окно” – пользователи Интернета поймут, о чем речь. Но даже продвинутые компьютерщики робеют и теряются в многочисленных “подразделах” сайта www.e-gov.kz. Отсюда расходятся электронные пути на все остальные государственные сайты: в электронные министерства, комитеты и акиматы. Сегодня их насчитывается около сотни. Где-то это просто висящие в Сети “визитные карточки” районных акиматов или красочные страницы с кучей активных на первый взгляд “окон”, которые почему-то плотно заперты от населения – особенно в самые горячие деньки. Как, например, сайт Министерства образования (www.edu.gov.kz), который в момент сдачи ЕНТ в этом году отказывался открывать доступ дальше первой страницы.

Вот и на сайте электронного правительства многие ссылки оказываются лишь декорацией. В конце каждой темы идет внушительная выкладка с электронными адресами по всему Казахстану. Но на проверку выходит, что это всего лишь картинка.

Вот, например, решил житель из Южно-Казахстанской области воспользоваться “юридической помощью”. С трудом, но нашел ссылку на электронном правительстве. А вместо помощи ему выдают “белую карточку” с сообщением на английском языке – “страница не найдена”. Как зашел в правительство через окно, так и вышел...

Из области фантастики

Может, нашему жителю Южного Казахстана попробовать зайти поближе, на сайт Южно-Казахстанской области (www.uko.kz)? Сразу предупреждаем: пустое занятие, сайт давно уже затерялся во времени. На первой странице нам предлагают самую “свежую” новость – за 4 мая. Похоже, сюда давным-давно никто не заглядывал.

Сайты некоторых других областей работают более оперативно. Но насколько они наполнены действительно нужной информацией? Иногда даже удивляет выдумка отдельных виртуальных чиновников. Так, например, на сайте Костанайской области (www.kostanay.kz) на первой же странице – бегущая лента под названием “Дни рождения”, где оперативно сообщается, у кого из местных чиновников на этой неделе день рождения. Зачем эта информация простым костанайцам? Остается только гадать.

Можно долго недоумевать по поводу наших государственных сайтов. Но когда людям нужно решить конкретную проблему и дело не терпит отлагательств, то им не до смеха. И тут выясняется, что даже в электронные приемные выстраиваются очереди…

Кто последний на прием?

На сайте Алматинского областного акимата (www.zhetysu-gov.kz) находим ссылку “прием граждан”. Но… тут никого не принимают. Всего лишь предлагают записаться в очередь. Аким области примет нас только в третий понедельник с 15.00 до 19.00. Похоже, что о возможности приема граждан в режиме on-line здесь ничего не знают.

Пытаемся найти пример для подражания на главном сайте страны – электронного правительства. Для начала нам предлагают зарегистрироваться, то есть стать электронным гражданином. Вводим свой индивидуальный идентификационный код и личные данные. Но страница капризно виснет. А значит, нам так и не удалось получить электронное гражданство и попасть на прием к электронным чиновникам. Возможно, из-за технических неполадок? Настойчиво пробуем еще и еще раз. И – о чудо!– на следующий день нам таки удается получить регистрацию. На странице появляется длинный список приемных – глаза разбегаются. Мы излагаем свой вопрос, вносим дополнительные данные, нажимаем клавишу и ждем, затаив дыхание. Ни ответа ни привета. Невидимый администратор требует… отдельный сертификат. В общем, несколько часов, проведенных около “электронной приемной”, так и не принесли результата.

На других сайтах “общественные приемные” называются по-разному – “обратная связь”, “вопрос-ответ”, “гостевая книга”. Все это предполагает интерактивное общение. Но активности на многих сайтах не наблюдается. Чиновники уже не раз слышали упреки в свой адрес за нерасторопность. Поэтому самые продвинутые решили… вообще исключить в своих “приемных” такое понятие, как время.

Например, на сайте Министерства здравоохранения (www.mz.gov.kz) вопросы, заданные пользователями, не датируются по времени. А значит и вычислить оперативность ответов чиновников не представляется возможным.

На этом месте могла быть ваша реклама!

Об актуальности информации на сайтах государственных органов стоит поговорить отдельно. Перед нами на странице электронного правительства 13 очень важных тем. Но почему-то нет среди них темы кредитов, депозитов, строительного, банковского кризиса – того, что сейчас крайне интересует людей.

Многие, например, хотели бы взять ипотеку (особенно когда цены на жилье пошли вниз). А как и где это сделать в период кризиса? Находим раздел: “Подробнее об ипотеке”. Но подробностей здесь нет – лишь определение из учебника, что такое ипотека, и краткая история развития ипотеки в Казахстане.

Очень краткая история – в ней нет ни слова о проблемах невозвратных кредитов и о том, что “ипотечники” устраивают сегодня митинги. Ни слова о банках, которые сегодня еще выдают ипотечные кредиты, и об условиях кредитования. В общем, никакой практической информации, которая помогла бы обычному человеку, мы не находим.

Впрочем, в самом конце страницы есть еще одна ссылочка: “подробнее”. Щелкнув на нее, мы внезапно с правительственного сайта попадаем… на доску объявлений, где нам предлагают купить дом в горах за полмиллиона долларов.

Мы не поленились, дозвонились по указанным телефонам. И выяснилось, что там просто коммерческое агентство по недвижимости…

Интересно, как разместить свою рекламу на правительственном сайте?

Как дольщики в электронное правительство ходили…

В прошлом месяце на сайте электронного правительства прошла интернет-конференция по проблемам долевого жилья. Что думают сами дольщики об этой конференции?

– Мы не единожды писали на сайт, задавали вопросы, но нам так и не дали четкого ответа. Лично на мое письмо под № 327 появилась обычная отписка с рекомендацией обратиться в акимат, прокуратуру и финансовую полицию, – говорит дольщица Марина Кузнецова. – Мы, дольщики, составили около 20 вопросов, пытались поднять проблему с разных сторон, но у “виртуальных чиновников” на все эти вопросы был один ответ, наверное, они просто копировали его. Некоторые вопросы вообще остались без ответа…

Алло, мы ищем законы!

Среди друзей и знакомых мы провели мини-опрос. Всего один вопрос задавали – какую информацию вы хотели бы найти на сайтах государственных структур. Большинство опрошенных сказали – юридическую. Законов, постановлений, различных дополнений выходит множество – как о них узнать и как в них разобраться?

На сайте электронного правительства гражданам обещают юридическую помощь под громкими подразделами: “юридические услуги” и “защита прав человека”. После долгого виртуального путешествия от одного юридического термина к другому мы наконец находим то, что, казалось бы, должно помочь обычному человеку, – список адвокатов. Любопытно: тут указаны фамилии и даже год рождения специалистов. А вот телефоны, по которым их можно найти, записать забыли…

Возможно, более содержательную информацию мы найдем на сайте Верховного суда?

В гостевой книге электронного Верховного суда лежат вопросы с лаконичными ответами. Которые, опять же, конкретной помощи человеку не дают.

– И не могут! – уверяют юристы. – Дать юридическую консультацию навскидку невозможно, в каждом деле есть множество нюансов. Будут лишь стандартные отписки.

Зачем тогда все это затевать? Для галочки?

– Мне в моей практике этот сайт ни разу не помог, – говорит юрист Светлана Каторча. – Информация сырая, изложена непрофессионально, бездоказательно. А сравнить нам есть с чем: в обычном, не электронном сборнике нормативных постановлений Верховного суда все изложено правильно и конкретно. Сайт неудобен, найти на нем нужную информацию сложно.

А ведь сегодня за доступ к качественной и оперативной юридической информации юристы (и не только они!) платят большие деньги. Хотя изначально задумывалось, что подобная информация будет бесплатной и доступной. Что мешает разместить проверенную и эффективную юридическую базу на государственных сайтах? Ведь на их создание тратятся деньги налогоплательщиков – а что мы имеем за свои деньги?

Жертвы запутанных систем

У предпринимателей свои, особые, взаимоотношения с электронными министерствами.

По словам генерального директора “Центра обслуживания предпринимателей “Секрет+Сервис” Владимира Ермакова, сегодня главные вопросы, которые волнуют предпринимателей, – это наличие полной (и желательно бесплатной) базы по законодательству, законопроект Налогового кодекса.

– Мы бы хотели иметь доступ к тому же законопроекту – какие поправки предлагается внести, как идет обсуждение, может, что-то свое предложить, но на сайте этого нет. Предприниматели, например, хотят знать, как банки второго уровня распределяют через фонд “Даму” миллионы тенге, выделенные на кредитование бизнеса, кто и как может получить такие кредиты?

Но где в бескрайней Сети искать эти данные?

– Электронное правительство – это, безусловно, очень нужно и полезно, – продолжает Владимир Ермаков. – Но, как всегда, отличную идею подводит исполнение. Например, на сайте Министерства юстиции появилась база с наименованиями всех зарегистрированных юридических лиц, но нет нормальной поисковой системы.

Если предприниматель “не дружит” с электронным ведомством, он вообще может оказаться на грани банкротства. История из жизни: одна фирма, назовем ее “Х”, заключила договор и осуществляла сделки с компанией “Y” с 2004 по 2008 год. А тут, оказывается, ТОО “Y” в октябре 2007 года было объявлено банкротом, но продолжало деятельность – незаконно. Об этом предприниматель “X” не знал, в результате налоговый комитет на вполне законном основании требует от бизнесмена, который работал с лжепредприятием, оплатить НДС. Сумма оказалась настолько внушительной, что добропорядочный предприниматель сам оказался на грани банкротства.

Эта ситуация не возникла бы, если бы база лжепредприятий и предприятий-банкротов была более доступна предпринимателям. И каждый легко и быстро мог проверить своего компаньона “на порядочность”.

Мы попытались на сайте Министерства финансов отыскать эту самую базу. Два часа путешествовали по ссылкам. Но вместо базы с обычной поисковой системой мы увидели… календарь.

Пустите нас в Интернет!

Может показаться, что в стране, где, по некоторым данным, только 8 процентов населения пользуется Интернетом, вопрос об эффективности сайтов министерств, ведомств и акиматов поднимать не стоит.

Но на самом деле проблема гораздо шире. Недаром Президент страны уделяет этому вопросу особое внимание. Интернет может позволить чиновникам стать ближе к народу, а народу решить свои вопросы без волокиты и коррупции. Но это, конечно, если чиновники действительно этого захотят. Пока же, судя по тем сайтам, по которым мы путешествовали, готовность – только на словах.

* * *

“ЧАСТИЧНО” КАЗАХСКИЕ САЙТЫ

Эксперт по интернет-технологиям Александр Ляхов:

– По закону все государственные сайты обязаны иметь версии на государственном языке, но это требование соблюдается частично. Что это значит? Не секрет, что сайты создаются на русском языке и затем уже переводятся на казахский. При этом дублируется не всё. В результате казахские версии порой представляют собой сильно урезанные версии русскоязычного оригинала. Казалось бы, закон соблюден, сайт функционирует на казахском языке, но насколько полно он функционален – это вопрос...

 Другая проблема – это внешний облик сайтов. Опять же – существуют нормативные документы, определяющие, каким должен быть сайт государственных структур, в каких цветах, какие элементы обязательно должны присутствовать и т. д. Но не всегда эти требования соблюдаются. Вот и получается, что одни сайты, те, что строятся на известных программных продуктах, сделаны словно под копирку, другие же выглядят кто во что горазд.

У многих сайтов плохо работает поиск. Так случается, если используются старые версии программных продуктов, не адаптированные к поиску на других языках, к примеру, на русском или казахском.

Государственные сайты часто вызывают нарекания из-за склонности к сбоям и зависанию. Проблема чаще всего в том, что сайты изначально не были рассчитаны на большую нагрузку. По мере же роста числа обращений к сайтам “узкие” каналы доступа или серверное оборудование перестают справляться с потоком обращений и информации – и начинаются проблемы. Опять же – не только содержание сайтов, но и их программное обеспечение должно обновляться, а этого очень часто не происходит…

Александра МЫСКИНА