Как помочь детям с ментальными нарушениями

Коррекционный детский сад № 2 в Алматы – ухоженное, аккуратное учреждение. Родители приводят сюда детей с задержками психического развития, синдромом Дауна, речевыми и поведенческими отклонениями, расстройствами аутистического спектра. Но после интенсивных коррекционных занятий часть из них даже поступает в обычные школы с инклюзией. Как удается воспитателям сделать столь сложных детишек продвинутыми?

Современное общество меняет отношение к людям с ограниченными возможностями. Сегодня оно намерено предоставить всем равный доступ к обучению и сотрудничеству в социуме. Научно-исследовательские институты разрабатывают передовые технологии, индивидуальные коррекционные программы и методики.

Изучив проблему, члены Клуба Ротари Алматы подобрали детям с ограниченными возможностями комплект коррекционного оборудования для адаптации. Это интерактивный обучающий программно-методический комплекс “EduQuest” на основе визуальной и звуковой информации, игровой комплекс “Дом Совы”, интерактивная песочница, подвижная игра “Играй и развивайся”, “Логические блоки Дьенеша”, “Волшебные дорожки”, большая развивающая среда “Фиолетовый лес”. При этом спонсоры намерены оплатить еще и командировки специалистов яслей-сада на стажировку в Санкт-Петербург.

– Здесь нашу команду Ротари представляют казахстанские, турецкие и корейские члены, – сообщил губернатор округа 2430 Ротари Интернейшнл Хакан КАРАЛИ­ОГЛУ. – Сегодня наш клуб представлен в 218 странах мира. Девиз этого года: “Ротари объединяет мир”.


Хакан КАРАЛИОГЛУ и президент Ротари Алматы Алтынай БЕЙСЕМБИЕВА

Наш округ 2430 – один из самых крупных в Ротари. В него входят Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан, Казахстан, Туркменистан. И мы благодарны сотрудникам детского сада за эту возможность помочь этим малышам и их тьюторам. Здесь мы увидели, как хорошо обучены дети, как прекрасно они танцуют и поют. Спасибо вам за это!

Я знаю историю, как в свое время в Мичиганском университете проводили исследование, которое показало, что люди, работающие волонтерами, живут дольше, потому что получают удовольствие и счастье от сотворенных ими добрых дел.

Но я делаю это не для того, чтобы жить дольше самому, а чтобы счастливо жили другие люди. Я состою в клубе с 1989 года, стал ротарианцем в возрасте 30 лет. И если бы начал свою жизнь заново, снова повторил бы этот путь, потому что, когда становишься ротарианцем, ты превращаешься в гражданина мира.

– Хочу поблагодарить наших спонсоров! Низкий вам поклон! – ответила гостям заведующая детским учреждением Гульнара ЗИПАРОВА. – В нашем садике воспитываются и обучаются дети от 3 до 7 лет. Это, пожалуй, самые сложные особенные малыши с интеллектуальными нарушениями, которым трудно дается любое обучение. Они поступают сюда через медико-психологическую комиссию. И подаренное оборудование нам очень кстати.

– Например, в этом “Доме Совы” мы снижаем гиперактивность детей, и затем им намного легче продолжать обучение, – продолжает рассказ логопед Нурбангуль НАЗАРОВА. – Вот залез туда, покачался в гамаке, на качелях, попрыгал, покувыркался, выплеснул накопившуюся энергию. Это то, чего дома он сделать не может, а тут у нас безопасно.

– И что, после “Домика Совы” у них улучшается речь?

– И не только речь. Тут всё работает, в первую очередь эмоции. Они даже забытые слова вспоминают! Во время игры они же себя не контролируют и выдают всё, что спрятано у них где-то глубоко внутри, в пассиве и в душе. Скажешь ему: “Как хорошо!”. И он восторженно отвечает: “Да, хорошо!”. Активизируются его чувства и умственная деятельность. Так мы его немножечко растормошили, он выдал свои эмоции, затем успокоился и уже готов к получению какой-то познавательной информации. Может спокойно сидеть и выполнять наши инструкции.

– А этот электронный комплекс “EduQuest” – вообще супер! – восхищается логопед. – Там до совершенства продуманная программа. Нашим деткам она полезна для увеличения словарного запаса. Мало того, в нее еще встроен состязательный элемент. У наших малышей изначально ограничены коммуникативные навыки, а тут они начинают соревноваться между собой. И возникают зачатки диалога. Дети могут о чем-то спросить друг друга, ответить, продолжить разговор. Даю ему задание: выбери предмет. Например, кофточку, если тема “Одежда”. Ребенок не может словами сказать, значит, показывает на соответствующую картинку. Хвалю: “Правильно! Это кофточка!”. Из темы “Домашние животные” показываю собаку. Говорю: “Кто это? Я не знаю!”. Он показывает на собаку и, если не может выразить словами, произносит: “Ав-ав!”. Так, шаг за шагом мы вместе идем к заветной цели – начать говорить.

– И вот за последнее время некоторые наши дети уже определены в речевую школу, – радуется дефектолог Жибек КУРАКБАЕВА. – В моей группе было два таких ребенка. Это очень хороший результат для нашего сада. Не имея навыков речи и мелкой моторики вообще, за 3 года дети хорошо выправились. У них поднялся уровень интеллекта, обогатился словарный запас. Они уже прошли школьное тестирование.

– Чаще всего родители приводят к нам детей, которые вообще не говорят, издают лишь какие-то невнятные звуки, – рассказывает методист Наталья ВИДЮКОВА. – А некоторые еще и постоянно ходят в памперсах. Тут мы обучаем их элементарным культурно-гигиеническим, хозяйственно-бытовым навыкам: одеваться, раздеваться, держать ложку, самостоятельно ходить в туалет. То есть готовим к самостоятельной жизни в обществе. Одновременно работают дефектологи и логопеды, проводятся творческие занятия: лепка, рисование, аппликация, ручной труд. У детей нарастает динамика в развитии речи, формировании умственной деятельности. И так, благодаря комплексной работе всех специалистов детского сада, наши малыши познают окружающий мир и взаимодействуют с ним.

АЛМАТЫ