Я нашла ответы на все эти вопросы. И это оказалось не только быстро и просто, но даже довольно интересно. Всю информацию мне оперативно предоставили в отделении Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Я не только узнала сумму своих накоплений и размер инвестиционного дохода (кстати, порадовало, что он есть), но и с помощью учтивой девушки Салтанат скачала приложение на телефон и создала "Личный кабинет". Теперь мне не придется тревожить Салтанат или ее коллег, ведь вся необходимая информация, и даже больше, у меня под рукой в любой момент. На все про все ушло не более 15 минут, и то потому что я люблю задавать много вопросов и философствовать на отвлеченные темы.
Итак, поставив цель довести до седьмого пота специалиста ЕНПФ, вызнать все, что нужно, и то, без чего можно обойтись, по заданию редакции, я прикинулась глупой девушкой 30 лет, желающей на пенсии колесить по заграницам и узнать, хватит ли на мой век кровью, потом и “пером” заработанных денег.
Первое, что порадовало, это нахождение отделения поблизости. Как оказалось, их довольно много, и житель любой части города может найти для себя удобное по расположению. Позже на сайте ЕНПФ (enpf.kz) я узнала, что всего таких отделений 231 по всей республике. Второй приятностью стало отсутствие очереди. Как только в моих руках оказался талончик из терминала, на табло сразу загорелся мой номер.
Для начала специалист предложила мне проверить личные данные, чтобы при необходимости внести изменения и дополнения. Оказалось, что со времен объединения всех фондов в ЕНПФ я ничего не обновляла, и в базе даже нет номера моего телефона и адреса электронной почты. Конечно, это никак не влияет на размер и сохранность моих пенсионных накоплений, но зато значительно упрощает доступ к информации о них. Готова поспорить, что большая часть читателей по старинке получает данные о своих накоплениях раз в год по почте в конвертах. А с учетом динамики жизни – смены городов, адресов, частого отсутствия дома, возможно, вы уже не держали в руках подобное письмо несколько лет. А, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Итак, для тех, кто хочет быть в курсе дела, ЕНПФ помимо традиционного конверта предлагает отправку сообщений по электронной почте или интернет-информирование посредством "Личного кабинета" на сайте www.enpf.kz или в мобильном приложении.
Забиваете в строке поиска Play Маrkет “ЕНПФ”, нажимаете кнопку “Установить”, вводите Ф.И.О., ИИН и телефон, получаете путем SMS пароль для входа – и готово. Вся интересующая вас информация под рукой в круглосуточном доступе. Можно обойтись и вовсе без приложения, если вы не любитель гаджетов. Достаточно оставить адрес электронной почты, выбрать периодичность получения данных (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие или год) и ждать получения отчета по e-mail. Ну а для тех, кто с компьютером совсем на “вы”, выписку можно получить в отделении. Кстати, если Интернета в вашем телефоне нет, то в каждом отделении есть зона самообслуживания с бесплатным доступом к компьютеру, где вы сможете воспользоваться нужными услугами. При необходимости сотрудники отделения вам всегда помогут. Еще работает бесплатный номер телефона “1418”, который я тоже протестировала. Но на сегодняшний момент в целях сохранения конфиденциальности данных сумму накоплений здесь вам не озвучат. Но зато грамотно проконсультируют по любому вопросу, касающемуся ваших накоплений, услуг, нужных документов и прочего.
Вернемся в приложение. Помимо информации о фонде и ваших персональных данных оно содержит самый нужный раздел “Мои накопления”, где вы можете выбрать любой интересующий период, нажать на кнопку “Выписка” и уже через секунду получить данные о ваших пенсионных накоплениях и инвестиционном доходе.
Помимо этого в процентах указаны уровень доходности пенсионных активов и уровень инфляции за предшествующий год. То есть вам честно сообщают: покрыли ли доходы инфляцию. В нашем случае в 2016 году для этого не хватило всего 0,5 процента, что, считаю, неплохо. Менеджер сообщила, что на 1 августа текущего года доходность пенсионных активов ЕНПФ составила 4,3 процента против инфляции 3,8. Значит, уже в плюсе, и управление моим капиталом осуществляется достаточно эффективно.
Пока готовилось мое дополнительное соглашение с обновленными данными и способами информирования (помимо мобильного приложения еще попросила высылать ежеквартально выписки на электронную почту), я узнала, что могу рассчитать размер предполагаемой пенсии. Мне, конечно, стало интересно, на что хватит моих средств. Буду ли я кушать хлеб или получится прикупить еще и масла. Терпеливая сотрудница фонда и в этом мне помогла.
Чтобы узнать, какая старость вас ждет, зайдите на сайт фонда в раздел “Электронные сервисы – Пенсионный калькулятор”, заполните несколько полей с данными о стаже работы, размере заработной платы и др., и вновь уже через секунду вы сможете получить прогноз о размере вашей пенсии.
Вам предложат три сценария – пессимистичный, реалистичный и оптимистичный, которые зависят от предполагаемого уровня инвестиционного дохода и среднего уровня роста заработной платы в течение жизни. Понять последнее предложение мне довольно сложно, пока не увидишь это в цифрах и на экране компьютера или телефона.
А еще, зайдя в "Личный кабинет" на сайте ЕНПФ, вы сможете не только получить детализированную информацию о накоплениях, но и увидеть вплоть до убывающих секунд, сколько времени вам осталось до выхода на пенсию. Знаете, вроде бы пустяк, модный интерактивный наворот. Но меня он заставил подумать о том, что половина моей трудовой жизни уже прожита, оценить свои карьерные успехи и перспективы, посчитать, достаточно ли я заработала и сколько мне еще надо, чтобы на старости лет хватило не только мне, но и на подарки внукам. Мотивирует, знаете ли!
Вот так желание “разоблачить” современную пенсионную систему и замучить специалиста Салтанат вылилось в пересмотр карьерных, а возможно, и жизненных планов. Так что кому не хватает мотивационного тренинга, вперед, в ЕНПФ – живой или электронный. Как минимум – это познавательно. Как максимум – вдохновляюще!
Диана БАТИЩЕВА, АСТАНА