Как поднять на ноги детей с ДЦП

– Недавно мы проводили обучающий тренинг для медперсонала детского дома города Актау, где выхаживают малышей от 0 до 3 лет, – рассказывает Людмила Васильевна. – Там среди воспитанников есть детки особенные, и есть здоровые малыши, которых в учреждение сдали родители. Нет, они не отказались от своих чад, но по различным причинам и обстоятельствам сейчас не могут содержать их дома. Достигнув определенного благосостояния, они смогут забрать их обратно в семьи.

И в этом детском доме мы наблюдали удивительные вещи! Дети есть дети! Они все нуждаются в ласке и внимании. Когда я впервые появилась среди них, они выстроились в очередь, и каждый стал ждать, когда возьму его на руки, обниму, прижму покрепче, пообщаюсь, поцелую и поставлю на место. Потом подходил следующий, говорил “мама”, и я брала его. А все остальные терпеливо стояли в очереди и ждали своей порции ласки. Более смелые протягивали ручки, те, кто постарше хоть на полгодика, уступали место маленьким. Но каждый ждал этого общения со мной.

Причем такой ритуал проходит там любой вновь появляющийся человек, потому, что этим детям очень нужна любовь в виде прикосновений, поцелуев, ласкового взгляда. Просто в тот момент я оказалась на новенького…

– Что дает это малышам?

– Обмен энергиями, сердцами и любовью. И дети начинают оживать, чувствовать себя любимыми, быстрее развиваются, оздоравливаются, начинают чувствовать, что есть мама или кто-то очень родной, что они не брошены. Энергия человека, который их обнимает, включает их, словно лампочки.

Особая забота особенным детям

Как рассказывает Людмила Дробышева, в актауском доме малютки особо потрудиться пришлось с группой малышей с особенностями в развитии, причем с достаточно сложными диагнозами: эпилепсией, ДЦП. От многих из них отказались родители. Из роддома они прямиком попадают в детский дом. И уже работники учреждения становятся для них мамами, нянями. Но таким малышам помимо повседневной заботы необходимы специфические занятия. И нужно, чтобы няни, воспитатели и массажисты знали элементарные приемы ухода и лечебные упражнения для максимальной реабилитации каждого ребенка.

– Это и было основной целью моих тренингов, – говорит специалист, – потому, что при хорошей реабилитации каждый такой малыш впоследствии может быть усыновлен. Вот, к примеру, как проходили наши занятия с детьми, имеющими нарушения двигательных функций, гиперкинезы (патологическая неуправляемая двигательная активность) и спастику (болезненные сокращения мышц). Это упражнения из разряда лечебных поз и положений.

Сначала мы заворачиваем ребенка в одеяло и, как в гамаке, покачиваем его. Вместе с применением противосудорожного препарата это дает эффект расслабления мышц. Работали мы так с одним из наиболее тяжелых малышей, у которого эпилепсия, ДЦП и общее поражение центральной нервной системы.

После покачивания в гамаке, уже в расслабленном состоянии, мы можем укладывать его в определенные позы и положения на валик. Представьте себе, ребенок, который до сих пор постоянно лежал в кроватке с запрокинутой головой и видел только потолок, теперь при определенных позах и положениях начинает видеть окружающих людей, общаться с ними, учится фиксировать взгляд. Сразу же у него открывается речь, он пытается что-то говорить, потому что психика и эмоции относительно сохранны. Просто прежде, из-за неправильного положения, болезненного сокращения мышц и неврологической симптоматики, он не мог производить даже полноценных дыхательных движений. И в той позе, как он лежал в палате в кроватке, с ним никто ничего сделать не мог, потому что конечности у него не сгибаются, голова запрокинута. Ну а при помощи этих специфических упражнений, смены поз и положений с ребенком уже можно заниматься. Он может открывать рот, протягивать руку, общаться с детьми для начала хотя бы взглядом.

Другой малыш, тоже с ДЦП, не мог глотать. У него спастика плечевого пояса. Даем ему упражнения с удержанием хвата пальчиками. Учим нянь, медсестер, санитарочек и массажисток, как ему помочь.

Ведь при нарушении функции кисти и мелкой моторики рук ребенок не может себя обслуживать. Не может поднести руку ко рту, чтобы покушать, не может ощупать себя, почувствовать свои конечности, понять, кто он, какой он. А если не работают руки, малыш начинает максимально отставать в психомоторном и речевом развитии, потому, что руки – важный для общего развития орган. И эти упражнения мы делаем так, чтобы все вокруг могли это видеть. Тогда возникает некое взаимодействие, малыши активно начинают общаться друг с другом. И няни, наблюдая, тоже обучаются.

– Но у малышей с такими патологиями очень низкий иммунитет. Его-то как поднять?

– Самое интересное, что все физические методики, даже лечебные позы и положения, поднимают иммунитет лучше многих препаратов. Вот проанализируем: одно дело, когда ребенок постоянно лежит на спине с запрокинутой головой, другое – когда мы кладем его на валик. У него открываются спинка, грудная клеточка. Сразу идет тренировка движения в суставах, формируются будущие рефлексы на ходьбу. И мы спокойно можем делать элементарные упражнения для мышц спины, приемами массажа уменьшаем застойные явления в легких, улучшаем их вентиляцию. Синхронизируется работа сердца, дыхания и движения. И всё это влияет на иммунную систему ребенка и укрепляет его здоровье.

Мир меняется!

– Вот поворот, ребенок уже лежит на боку, он пытается поднимать головку, опираться ручками. Растягиваются межреберные мышцы, а это расширение объема легких, увеличение дыхания и даже амплитуды движения глаз. Ребенок начинает больше видеть и реагирует на это. Вокруг него мир меняется! Благодаря прикосновениям рук он начинает больше чувствовать и быстрее развиваться.

– Но тяжелый, с множественными поражениями нервной системы ребенок в любом случае не станет стопроцентно здоровым? Такие усилия оправдывают себя?

– Все зависит от тяжести состояния и от интенсивности занятий с ним специалистов. Причем это не такая уж сложная работа: ежедневно уделять ребенку внимание, применяя элементарные приемы массажа и лечебной физкультуры. В результате мы максимально выводим его на самообслуживание. А это социальная, бытовая и трудовая адаптация. Приспособить ребенка к условиям существования и чтобы он на своих ногах пошел в школу – вот такие у нас большие цели. И даже если не сможет ходить, а будет сидеть в кресле, зато он сможет самостоятельно себя обслуживать, а не лежать в кровати как растение, за которым необходим непрерывный уход. И это уже победа!

– У того малыша есть мама или папа?

– Он отказной. Но у него ведь могут быть и новые мама и папа. И даже те мама и папа, которые от него когда-то отказались, быть может, появятся и, увидев, каким развитым он стал, возможно, захотят взять его обратно. И мы дадим им такой шанс.

– И у него будет шанс жить долго и счастливо?

– Конечно. Если так получится, что у него пройдут судороги, потому что он получает хорошую противосудорожную терапию. Ведь с первых поз и положений он очень быстро стал реагировать на окружающий мир, отвечать на то внимание, которое ему оказывают. И там, в детском доме, настолько ответственный персонал, няни, санитарочки, массажистки, которые сразу по окончании наших тренингов стали заниматься с этим малышом. Укладывали его на валики, применяли те позы и положения, которым я обучала. Причем у них настолько хорошо получалось, что я поняла, есть люди, которые дадут этому ребенку всё необходимое для его физического развития.

Реабилитация без особых затрат

– И вот что важно, – продолжает доктор Дробышева, – сейчас уже появились очень хорошие организации между роддомами и детскими домами. Это “дома мамы”, в которых молодые женщины, отказавшиеся от детей в роддоме, в течение года могут жить бесплатно. Могут забирать своего ребенка, воспитывать, привыкать к нему, начинают любить его. И после восстановления отношений со своей семьей или выходя замуж, они осознают, что им дал Бог в виде ребенка, и забирают своих отказных детей обратно. И тогда в дома ребенка поступает все меньше и меньше отказничков.

Уже сейчас в детских домах наших городов имеются не использующиеся благоустроенные площади. Их, мне кажется, надо оборудовать под такие реабилитационные центры для детей с особенностями развития, которых сейчас ох как не хватает!

Тогда количество отказных деток еще сократится. Ведь мы видим, как их можно поднимать на ноги, и что для этого не обязательно строить новые помещения, а можно использовать имеющиеся и уже оснащенные. Там прекрасное оборудование, вышколенный персонал. Есть кадры: массажисты, инструкторы ЛФК, логопеды. Остается добавить реабилитационное оборудование и работать с особенными детьми.

А мы, Ассоциация детских специалистов восстановительной медицины и Фонд имени нашего профессора ортопеда Агабека Карабекова, готовы взяться за такую программу. Тогда в стране будет меньше родителей, отказывающихся от своих детей, и меньше детей-сирот. Мне кажется, это и есть самое важное, когда каждый человек чувствует себя родным в своей семье, в своем доме, в своей стране.

АЛМАТЫ