Как пережить Рождество в Лондоне

Большинство лондонцев не представляют жизни без подземки, автобусов и поездов. Здесь даже существует закон, в соответствии с которым вы не обязаны приходить на работу, если добраться до нее по независящим от вас причинам не представляется возможным.

Поэтому все бары, кафе, рестораны и магазины тоже объявляют каникулы во время рождественских праздников.

Рождественская аритмия

Семейным лондонцам такая изолированность от внешнего мира даже нравится. Рождество здесь изначально воспринимается как праздник у домашнего очага.

Существует расхожее мнение, что как только у вас появляются дети, декабрьские праздники перестают быть вашими и становятся только детскими.

Так и есть. В центральном Лондоне, забитом до отказа очень деловыми людьми, в будни вы, как правило, очень редко увидите маленьких детей. Иное дело – предрождественские дни: в это время город принадлежит детям и… туристам. Прямо возле озера в Гайд-парке раскидывается Санта-ленд с огромным количеством аттракционов, кондитерских лавочек, громкой музыки и детей.

Маленький сад Лейстерской площади, известной как место проведения европейских кинопремьер, тоже до предела забивается аттракционами. А ближе к полуночи специально созданная инсталляция начинает метать языки пламени под гремящие звуки музыки.

Скрудженомика по-английски

Рождество и предшествующие ему недели для центра мирового шопинг-туризма, каковым давно уже стал Лондон, – это не время года, а образ жизни. Кофе-шопы, магазины, улицы, наружная реклама начинают приступать к празднованию настолько рано, что, кажется, вы и сами скоро забудете, что ждете именно декабрьских, а не ноябрьских или даже октябрьских праздников. Тенденция начать праздновать как можно раньше ощущается особенно остро в период кризиса, когда предприниматели используют любой шанс вытянуть побольше денег из кармана потребителей. Похоже, скоро к Рождеству начнут готовиться уже летом.

Недаром Лондонская школа экономики пригласила прогрессивного американского экономиста из университета Пенсильвании Джоэла Уолдфогела прочитать лекцию на тему “Скрудженомика: почему мы не должны дарить рождественские подарки”. Американский профессор, призывая в сторонники известного диккенсовского персонажа – скупердяя дядюшку Скруджа, утверждает, что рождественские подарки – это не что иное, как ежегодный 25-миллиардный выброс долларов на ветер. Только потому, что, “купив кому-то носки за 20 долларов, которые ему не нужны, вы вынуждаете этого человека потратить на подарок вам как минимум столько же, вместо того чтобы накормить семью”.

Его исследования показывают, что подарки в среднем оказываются на двадцать процентов менее ценными для получателей в сравнении с их реальной стоимостью. Рождественская реклама в метро пытается прийти к среднему знаменателю между западной культурой потребления последних десятилетий и уолдфогеловской реальностью экономического кризиса последних месяцев: постер, висящий на станции, показывает пару носков и немодный свитер (считающийся традиционным рождественским подарком) супротив открытки и спрашивает: “Паршивый подарок или роскошная открытка?”

Главное – настроение!

Как ни странно, даже когда кризис стал настолько ощутим, что отражается на всей предрождественской маркетинговой кампании в Лондоне, он мало что изменил в людской тяге к праздничной атмосфере.

На днях, выйдя на станции Эмбанкмент в центральном Лондоне, я вдруг очутилась в красно-белой толпе из сотен юношей и девушек, одетых, несмотря на достаточно ветреную и холодную погоду, в весьма откровенное белье и сексуальные аксессуары магазина Ann Summers, рекламирующего наряд мисс Санты, то бишь Снегурочки, по-нашему. Девушка, к которой я обратилась, крича повторяла одно и то же: “Вечеринка! Весело! Круто!”. Нет, от нее не несло алкоголем – она была пьяна праздничным возбуждением, как, возможно, и многие другие.

“Вечеринка? – улыбнувшись, переспросила другая мисс Санта в кружевных трусиках и сетчатых чулках. – Пожалуй, уже напоминает вечеринку. Но, вообще-то, это национальная конвенция Санта-Клаусов…”

В общем, даже если Рождество превратило ваш любимый город в одни большие американские горки, вынудило вас купить 10 пар ненужных вам и вашим друзьям носков по 20 долларов, оглушило боем барабанов и криками Санта-Клаусов, будьте уверены в одном –как только вы перестанете улавливать еловый запах, с улиц исчезнут рождественские огни, а баланс на вашей кредитке перестанет подвергаться смертельной угрозе, вы вновь начнете с нетерпением ждать следующего наступления этого волшебного рождественского времени!

Елена НОВИКОВА, Лондон, специально для “Каравана”