Как перестать бояться и начать жить

Американские и европейские издания рядом со статьями об ужасах надвигающейся финансовой катастрофы дают советы читателям и объясняют, как выжить. А что могут посоветовать наши эксперты?

Кризис – каждый день

Александр Калинин, кандидат экономических наук, оценщик:

– Большинство населения страны ощущает предкризисное состояние экономики не только головой, но и собственным кошельком – рост цен на основные продукты питания, повышение тарифов на услуги, ГСМ и так далее приводит к падению заработной платы в реальном выражении.

Проблема еще и в том, что казахстанская экономика не имеет опыта циклического развития. Классические фазы цикла: кризис, застой, оживление, подъем – нам знакомы лишь по трудам экономистов. Проходим переходный период – впереди замаячил кризис. Каждому экономическому укладу соответствует общественная модель поведения. В условиях плановой экономики основными поведенческими характеристиками населения являлись оседлость, ограниченность потребления, преобладание духовного начала над материальным, обязательность исполнения долга. Взял кредит на холодильник или телевизор – умри, но отдай.

Опыт поведения в условиях общественно­экономического кризиса отсутствовал. Всегда можно было занять у друзей, соседей или коллег “до получки”. А что делать сегодня? Обратимся к имущественной структуре населения: 0,01% – супербогатые, 2–3% – богатые, 10–12% – средний класс, остальные 85% – малоимущие или живущие ниже уровня бедности. То есть у большинства населения кризис и так каждый день.

Что можно посоветовать в нынешней ситуации?

– Сохранить работу как источник доходов, так как сокращений, оптимизаций и тому подобного не избежать.

– Меньше потреблять и больше зарабатывать. И не менее 10 процентов откладывать на “черный день”.

– Не давать в долг, в первую очередь родственникам и друзьям – от них труднее всего получать долги.

– Сконцентрировать силы на обеспечении запросов собственной семьи.

– Максимально ограничить финансовые вложения в любые проекты.

– Быть готовым к усилению криминализации различных сторон жизнедеятельности. Усилить охрану личного имущества и не вступать в конфликты в общественных местах.

Больше работать – меньше тратить

Гульнур Галимова, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, кандидат экономических наук:

– Нас уверяют в том, что кризиса нет. Но мировые тенденции налицо. В первую очередь удара стоит ждать от инфляционных процессов. Следует ожидать того, что в каждой семье будут возникать вопросы: покупать или не покупать те или иные продукты или предметы первой или второй необходимости. Не хотелось бы советовать делать большие запасы или отказываться от тех или иных продуктов. Пусть каждый решит это сам для себя.

Самое главное сейчас – быть востребованным на рынке труда, иметь работу, а то и несколько мест работы. Правда, чтобы работать везде хорошо и с отдачей, нужно быть профессионалом в своей сфере деятельности – значит, нужно в первую очередь вкладываться в знания.

Учитесь считать деньги

Светлана Савченко, президент Национальной лиги потребителей Казахстана:

– Конечно, до кризиса, который разразился на Западе, нам далеко: пока никто не голодает. Однако в сфере, касающейся строительства и сопряженных с ним отраслей – продаже стройматериалов, нотариальных конторах, риэлторских агентствах, кризис налицо. Наши люди просто учатся считать деньги. До сих пор, честно говоря, у нас плохо соизмеряли свои потребности и возможности. Кризис поставит все на место.

Американцы или европейцы, приезжающие к нам, всегда удивляются: откуда такие несоразмерные и ничем не обоснованные цены? От наших непомерных трат. У нас водитель, получающий 500 долларов, мог ездить на дорогом “Мерседесе”, купленном в кредит. А в ресторанах наши люди вообще не смотрят на колонку справа, туда, где цены.

Сейчас наступило время, когда, возможно, наконец мы поймем, что такое потребность, какую из них стоит удовлетворять, а какую нет. Я надеюсь, что начнет формироваться цивилизованный рынок.

Нам всем надо будет научиться не только вести бизнес, предвидеть риски, но и меняться вместе с меняющимися потребностями общества. Нужно наконец научиться тратить деньги по существу, и там, где есть бесплатные услуги, научиться требовать качества, например в сфере медицины.

Рационально использовать свои средства – и поменьше выбрасывать в мусорное ведро.

А для начала – поменьше покупать ненужных вещей и продуктов. И не брать лишних кредитов и займов – подумайте, может, есть возможность просто ограничить себя?

Что касается открытия своего бизнеса, нужно, прежде чем решиться на это, изучить рынок, изучить потребителя, предлагать альтернативные услуги и не задирать цены – тогда есть надежда, что вы не прогорите.

Используй новые возможности!

Александр Петров, бизнес­тренер Международного центра лидерства:

– В любом кризисе заложены большие возможности – это уже давно известно восточным мудрецам. Например, в японской письменности понятия “кризис” и “возможность” обозначаются одним иероглифом.

Исходя из этого и предлагается посмотреть на ситуацию. Конечно, это не всегда бывает просто психологически. Что­то рушится, возникают сложности, люди не выполняют свои обязательства, кто­то теряет бизнес, кто­то – работу. Но главное – не сдаваться, не терять присутствия духа, настроиться на позитив и искать во всем, что происходит, положительные моменты.

Конечно, придется что­то менять в своей жизни. Кризис – сам по себе изменение. Если все оставить, как было, то все просто рухнет – в худшем случае, в лучшем – перестанет приносить результаты, которые вы планировали получить. И потому главная задача – планировать собственные изменения. Подумать: как я буду меняться, чтобы соответствовать изменившимся обстоятельствам?

Кризис – как естественный отбор, он проверяет и людей, и компании на их состоятельность. Поэтому выживают те, кто может приспособиться, кто быстрее адаптируется, кто увереннее действует в сложных ситуациях. И это, в принципе, идет на пользу экономике и тем, кто выжил, – они становятся сильнее.

Что можно посоветовать? Составить список тех возможностей, которые открываются для вас благодаря создавшейся ситуации. Очень часто перспективы открываются такие, на которые в обычной ситуации даже не обращаешь внимания. На рынке появляются новые ниши – раньше на них не хватало ни сил, ни энергии. Видишь вдруг новые пути развития – в другой ситуации о них просто бы не подумал. Тактика применения этой техники довольна широка.

Очень важна и стратегия выхода из кризиса. Можно выбрать роль наблюдателя. И ждать, что все решится само собой. А можно удвоить энергию, выкладываясь по максимуму, приложить все усилия, чтобы поменять ситуацию в семье или в компании, – для того, чтобы было развитие, а не стагнация. В конце концов, вы заинтересованы в этом. И от вас зависит ваше же благополучие.

УМНЫЙ работник не станет требовать повышения зарплаты: работодатель, и так напуганный грядущим кризисом, может решить, что сокращение кадров – хороший выход. И начать как раз с тех, кто слишком много просит.

УМНЫЙ работодатель не станет экономить на хороших специалистах – именно они могут спасти его бизнес.

Самые большие прибыли получает не тот торговец, который продает дорого, а тот, который продает быстро. Когда покупательная способность идет на спад – лучше всего устроить распродажу.

Многие производители, откликнувшись на мрачные прогнозы, стали выпускать продукты в большой упаковке: 3–5­килограммовые пакеты вермишели, 10­литровые бутыли масла. Но прежде чем поддаваться панике и ажиотажу, подумайте: действительно ли вам нужен целый мешок соли? Сумеете ли вы израсходовать запас муки, прежде чем она испортится?

Есть просроченные продукты – плохая экономия. Стоит ли превращать квартиру в продуктовый склад?

Подготовила Жанар КАНАФИНА