Затопление прибрежных районов Сырдарьи охватило уже более полторы тысячи гектаров.
Из зоны бедствия начали выселять местных жителей.
Министерство по чрезвычайным ситуациям РК однозначно поставило в вину за происходящее областному руководству Кзылорды - местным властям просто удобно получать благодаря потопу миллионы "чээсных" денег. Списывая их на аварийные работы, которые в результате, никакого эффекта не дают.
Правда, обвинения следовало бы подкрепить хорошей прокурорской проверкой с подробной строительной экспертизой проведенных минувшим летом укрепительных работ на дамбах Сырдарьи. Чтобы иметь уже документальные аргументы, и делать не просто устные выводы, но и принимать в отношении конкретных ответственных лиц конкретные меры. (Любопытная подробность, - минувшим летом в самой Кзылорде началось строительство набережной на правом берегу протекающей здесь Сырдарьи. По проекту требовалось возвести насыпь протяженностью несколько километров и высотой порядка 1,5 метра. Насыпь была выполнена. Но первая же экспертная проверка проведенных работ показала, что плотность грунта в насыпе отстает от проектной в несколько раз. То есть эту своеобразную дамбу даже не уплотняли. И если теперь сверху обустроить ее асфальтовой набережной, то через два-три года, а то и раньше, вся эта махина, на которую уже затрачены миллионы тенге, попросту "поплывет". Видимо, также проводилось укрепление и других дамб по руслу Сырдарьи).
Однако сейчас хотелось бы подробнее остановиться на механизме регулирования водного потока Сырдарьи.
В настоящее время нормальная пропускная способность Сырдарьи в Кзылординской области составляет 700 кубических метров воды в секунду. Эта норма обусловлена узкими местами, каковых по руслу реки - десятки.
Чтобы расширить подобные "горловины" потребуются даже не миллионы, а миллиарды тенге. А до тех пор, пока на реке остается хотя бы одно узкое место, общая пропускная способность Сырдарьи будет все равно исходить из этого минимального показателя.
В аварийных случаях как то: ледяные заторы и пробки, - пропуск воды естественно резко падает. И тогда принимается решение сократить сброс воды из Шардаринского водохранилища, из которого и берет начало Сырдарья.
В течение последнего года (с февраля 2004 по январь нынешнего, в период затопления Кзылординской области), этот метод практиковался нашими ответ службами как решительная мера от затопления. Об одном только умалчивали чиновники - о том, что ситуация с регулированием сбросов из Шардары напоминала типичный "глухой телефон", где посылая вначале сигнал "да", на выходе получаешь сигнал "нет".
Дело в том, что от источника (Шардаринского водохранилища) до мест традиционного затопления в Кзылординской области протяженность Сырдарьи составляет около 800 км.
Скорость течения такова, что этот путь воды реки проходят примерно за две недели.
Чтобы эффективно пользоваться механизмом регулирования попуска воды из Шардары, следует иметь хорошо налаженную систему связи с метеорологами, гидрологами, контролировать ситуацию непосредственно на узких местах реки в Кзылординской области. То есть нужно составлять ориентировочный прогноз ситуации как минимум на две недели вперед.
И если есть вероятность возникновения заторов на реке, то сокращать попуск воды из Шардары следует уже за две недели до этого момента. Только в этом случае регулирование способно хотя бы частично облегчить ситуацию (хотя снижение сбросов из Шардары никогда в принципе не было панацеей от разливов Сырдарьи).
У нас же все происходило с точностью до наоборот. Уже в момент, когда в нижнем русле Сырдарья начинала топить, отдавался приказ сократить сброс воды из Шардары. В местах затопления снижение объема поступающей воды ощущалось только дней через 12-15.
Нередко здесь к тому времени уже успевали укрепить дамбы и как-то стабилизировать обстановку. Причем аварийные работы проводились на фоне нормального, не сокращенного объема прибывающей воды. И вот когда самый острый период в борьбе со стихией был отработан, и можно было вновь спускать по реке "нормальный" объем воды, сюда наконец и доходил "урезанный" сток.
Что мы имеем в результате? Каждое сокращение сбросов из Шардары грозит преждевременным переполнением самого водохранилища.
Ведь в принципе невозможно сокращенный сброс наверстать тем, чтобы в последующем увеличить пропуск воды в Сырдарью. Напомним, что Сырдарья может пропустить лишь строго фиксированный объем - 700 кубов в секунду.
В противном случае на узких местах начинаются затопления даже без всяких ледяных торосов и пробок. В то же время сейчас в водохранилище поступает из Нарынского гидрокаскада порядка 1,5 тыс. кубов воды, а к февралю поступление еще больше увеличиться.
Пока чиновники от водного комитета успокаивают кзылординцев, что дескать достигнута договоренность с узбеками о сбросе сверхкритического объема шардаринских вод в Арнасай. Но почти то же самое они говорили и год назад, однако вместо Арнасая воду пришлось сбрасывать в Сырдарью. А иначе разрушения грозили самому Шардаринскому водохранилищу.
Не исключено повторение того же варианта и в этом году. И несогласованное, "пожарное" сокращение объемов пропуска воды из Шардары в январе месяце, не смягчающее картину затопления в Кзылординской области, может обернуться уже вынужденным сбросом излишек вод в феврале-марте.