Как Остап Бендер оказался в Семее?

Весной 1927 года начался один из крупнейших проектов того времени – строительство Туркестано-Сибирской магистрали. Прокладывать железную дорогу, длиной почти полторы тысячи километров, было решено навстречу с севера и юга. 15 июля 1927 года уложи­ли первые рельсы на севере – в Семипалатинске, а 2 ноября были уложены первые километры пути на юге – от станции Луговая. Одновременно велось строительство Иртышского железнодорожного моста, который являлся одним из крупнейших сооружений на Турксибе.


Начальник Турксиба забивает последний костыль магистрали

Сегодня кажется невероятным, что люди практически вручную сумели в рекордный срок построить железную дорогу. А заодно вдоль нее появлялись новые станционные поселки, среди которых Шар, Жангиз-Тобе, Аягуз. А ведь люди работали в нелегких условиях. Летом жара достигала +50°С, зимой стояли затяжные 40-градусные морозы с частыми снежными буранами. Тем не менее всего через три года железная дорога была завершена. 25 апреля 1930 года северная и южная части Турксиба сомкнулись недалеко от Семея, на станции Айна-Булак. А на торжественной церемонии открытия среди многочисленных гостей присутствовали корреспонденты московской железнодорожной газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров.


Газета "Гудок" об открытии Турксиба

«Вот подается последняя пара рельсов. Мгновение, и последний удар! Есть! Смычка состоялась. Сотня рабочих северной и южной укладки бросились навстречу друг другу. Мощное «Ура!» рвалось из сотен грудей. Это были незабываемые минуты. Люди обнимались, поздравляли друг друга с победой. Ветераны строительства не могли сдерживать слезы радости», - писали два командированных на смычку корреспондента, которые за два года до этого выпустили смешной плутовской роман «12 стульев», а в основное рабочее время, как вспоминал Илья Ильф, «работали с письмами слегка матерящихся трудящихся, превращая их в злободневные фельетоны с хулиганскими заголовками». Самое интересное, увиденное ими, Ильф и Петров описывали в своих книгах.


Кадры из фильма «Золотой теленок», 1968 г

Маршруты редакционных командировок, более частых в железнодорожной газете, чем в любой другой, предопределяли будущие путешествия Остапа Бендера. В своих романах Ильфу и Петрову почти не пришлось описывать незнакомые места. Так и получилось, что через год после открытия, в 1931-м, Турксиб стал местом событий романа «Золотой теленок», а Остап Бендер оказался на открытии Туркестано-Сибирской магистрали в качестве пассажира литерного поезда вместе с корреспондентами газет. Только в романе авторы называли Турксиб Восточной магистралью, а станцию Айна-Булак переименовали в Гремящий Ключ. И именно здесь подпольный миллионер Корейко вдруг увидел на противоположной стороне смычки Остапа Бендера.


Церемония смычки двух частей магистрали Турксиба на станции Айна-Булак

Но вот в вышедшем спустя много лет лет фильме режиссера Швейцера степных семейских пейзажей уже не увидеть. К концу 1960-х эти места уже кардинально отличались от тех времен, когда Турксиб только начинали строить. Поэтому на съемку верблюдов, на которых перемещались строители железной дороги, съемочной группе пришлось ехать в Каракумы.


Рабочие-строители Турксиба, 1928 г.

 А сейчас в области Абай планируют построить очередную новую железную дорогу, которая соединит магистрали Казахстана с Китаем. И кто знает, какие будущие звезды окажутся на открытии новой смычки?

Область Абай