Количество учащихся в дневных общеобразовательных школах у нас в стране составляет более 2,5 млн. детей. Эффективность обучения и здоровье детей школьного возраста в том числе определяется уровнем организации питания учащихся в общеобразовательных школах. В поддержании здоровья и профилактики болезней весьма актуален вопрос организации правильного питания учащихся школ, особенно в период с 6 до 17 лет.
Обеспечение обучающихся питанием и медицинским обслуживанием, обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся относится к одной из функций организаций образования.
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы было установлено, что к 2020 году в 100 % сельских средних общеобразовательных школ будут функционировать столовые полного цикла с капитальным ремонтом и оснащенные новым оборудованием.
Однако в новой Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы данный индикатор снят и в планах только принятие мер по формированию у школьников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов. Также данной программой предусмотрено, что к 2020 году учащиеся из числа отдельных категорий детей, определенных законодательством Республики Казахстан, будут охвачены бесплатным горячим витаминизированным питанием.
Стоимость школьного питания в нашей республике примерно на одном уровне с Россией и Великобританией.
В настоящее время из 7402 общеобразовательных школ Казахстана горячее питание организовано в 6 183 (84%) школах (в том числе в 624 школах привозное питание), из них 1 491 городской школе (91,7% от числа городских школ) и 4 692 сельских школах (81,2 % от числа сельских школ).
Существующая практика обеспечения питанием детей школьного возраста постепенно налаживается путем принятия новых нормативных актов по выбору поставщиков. Ранее поставщик услуг по организации питания в школьных столовых определялся согласно Закону Республики Казахстан «О государственных закупках», где основным критерием выбора победителя являлась стоимость предлагаемых предпринимателем услуг. В результате наблюдались недостаточная калорийность и скудный ассортимент блюд в связи с тем, что на рынке школьного питания появляются предприятия, выигравшие конкурс по заведомо демпинговым ценам (снижая сумму договора на 20-30%).
Более того, составление меню зачастую не соответствует требованиям СанПиН и зависит от стоимости продуктов без учета физиологических потребностей детей в биологических ценных веществах и энергии, что сказывается на качестве питания.
Как результат, ежегодно являлись свидетелями массового отравления школьников вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил и закупа некачественных продуктов питания. Наряду с некачественными продуктами питания причиной массовых отравлений является халатное отношение поставщиков услуг: несоблюдение правил санитарной гигиены, отсутствие санитарных книжек у сотрудников столовых. Кроме того, усугубляет ситуацию мораторий на проверки малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день процесс выбора поставщиков услуг по организации питания обучающихся в школах выведен из сферы государственных закупок и регулируется Правилами организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 717.
Новые Правила выбора арендаторов школьных столовых должны устранить привязку к цене при выборе поставщика, однако не исключит возможное недобросовестное отношение со стороны сотрудников столовых.
Практически в каждой третьей школьной столовой Казахстана работают повара без специального профессионального образования, т.е. по сути люди, не имеющие представления ни о технологии общественного питания, ни о санитарии и гигиене питания. Потребность в типовых штатах организаций образования поваров, технологов, диетологов составляет 34 896 единиц, 21,8 % поваров не имеют специальной квалификации.
Среди наиболее распространенных нарушений и проблем в школьных столовых можно выделить следующие:
1. Низкий профессиональный уровень контактно-производственного персонала, который приводит к несоблюдению технологии переработки продуктов питания, технологической поточности и нарушению режима личной гигиены персоналом;
2. Отсутствие контроля качества исходного пищевого сырья, в результате в процессе производства используется сырье «без опознавательных маркировочных знаков» либо с истекшим сроком годности;
3. Отсутствие автоматизированной системы учета сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, нарушение товарного соседства и температурных режимов при хранении продуктов питания;
4. Нецелевое использование государственных дотаций для детей из малообеспеченных семей (несоответствие количества заявленных к отпуску порций фактически произведенному) и недовложения продуктов питания в рационы;
5. Выявление документально подтвержденных случаев злоупотреблений со стороны руководителей производства;
6. Использование в процессе приготовления пищи и питья загрязненной не фильтрованной не питьевой воды и тары, не имеющей допуска к контакту с пищевыми продуктами;
7. Вторичное использование пищевых отходов в процессе приготовления пищи.
Безусловно, качество питания школьников зависит от таких факторов, как, санитарно-техническое состояние школьных пищеблоков, антисанитарное и аварийное состояние технологического оборудования, состояние инженерных систем и самих производственных помещений, низкое качество воды, используемой при приготовлении пищи, несоблюдение санитарных условий.
Особенно отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования в сельской местности.
Для организации питания учащихся нужны современные столовые, оснащенные новым оборудованием с передовыми технологиями приготовления пищи на пару, что, в свою очередь, требует профессионализма школьных поваров, создания школьной индустрии питания.
Как правило, оснащение столовых общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием требует единовременных капиталовложений, что в пересчете на все действующие государственные школы составит немалые бюджетные средства.
Одним из решений вопроса привлечения инвестиций в данную отрасль является механизм государственно-частного партнерства. Согласно действующему закону о государственно-частном партнерстве предусмотрены различные вариации сотрудничества государства и бизнес-сектора, одним из более подходящих схем является договор имущественного найма объекта государственной собственности частным партнером с возможностью улучшения объекта и дальнейшей эксплуатации. Преимуществом данного вида контракта от сложившегося вида договора аренды является долгосрочность контракта, что дает гарантию частному партнеру в окупаемости проекта и получении прибыли в течение всего срока действия договора ГЧП. Государство в свою очередь получает добросовестного поставщика, деятельность которого будет контролироваться через критерии качества, установленные в договоре ГЧП.
Надира МЫРЗАГАЛИЕВА, аналитик Центра ГЧП специально для Caravan.kz