Как обеспечить безопасность в сельской школе при минимальном бюджете

Кто сказал, что представительницы слабого пола не могут быть конструкторами и программистами и создавать полезные приборы из недорогих деталей? Своим проектом девятиклассница Виктория ТИДИНА и ее наставник учитель информатики Урицкой школы-лицея из поселка Сарыколь Костанайской области Наталья ПОШАТОВА доказали, что достигает цели тот, кто уверенно к ней идет. На воплощение проекта от идеи до готового прибора им потребовалось около полугода.

Часть деталей разработчики проекта заказали через интернет-магазин, остальную часть для корпуса прибора распечатали на 3D-принтере. И пока плата, светодиод и различные датчики шли, писали сам проект, который предстояло защитить сначала на районном, а потом на областном и республиканском уровне.

– О проекте мы узнали от коллег, решили попробовать свои силы, получить мнение о нашем устройстве у специалистов высокого уровня, – рассказала “КАРАВАНУ” руководитель проекта Наталья Пошатова. – С темой работы мы определились еще в сентябре 2020 года, но так как обучение было онлайн, обсуждали с Викой проект по телефону и видеосвязи. Первоначально тема была одна – это бесконтактное измерение температуры, но в дальнейшем Виктория сама предложила ее расширить. Мы дозаказали некоторые датчики и начали работать над созданием устройства, которое бы отвечало за измерение температуры и контроль пропуска в организацию.

Инициатором участия в республиканском конкурсе была Наталья, но Виктория очень активно включилась в реализацию проекта и заполнение технического журнала.

– Вирус XXI века COVID-19 ввел взрослых и детей в непривычное состояние (самоизоляция, дистанционное обучение). Всем хотелось вернуться к обычной жизни, но для этого нужны были меры, позволяющие не допустить распространения коронавируса в школе среди учащихся и персонала учебного заведения, – отметила ученица. – Я знала, что одним из приемов отслеживания потенциальных зараженных является измерение температуры тела, но при этом обратила внимание, что сотрудник, который измеряет температуру у всех посетителей, сам находится в зоне риска. И эта проблема заставила меня задуматься над вопросом: как можно защитить его от близкого контакта с человеком, который может быть носителем вируса? Так и появилась идея создать наш прибор. Сборку устройства на базе контроллера “Arduino Uno” до проекта я не делала, и поэтому сначала она давалась мне нелегко. Но возникшие трудности меня не остановили, а даже позволили повысить уровень в программировании электроники. Школьница из Казахстана разработала "умную" теплицу

По словам Натальи Пошатовой, больше времени ушло на ожидание датчиков, заказанных в интернет-магазине, чем на сборку самого прибора. Когда все необходимые детали были получены, начался процесс программирования каждого датчика на необходимую ситуацию. Инициаторам проекта нужно было учесть все возможные варианты, и на это ушло немало времени.

– Сложность заключалась в отслеживании работы всех датчиков, – пояснила учитель информатики. – Нужно было правильно выстроить их точное функционирование. В этом и заключалась очень тонкая и четкая работа. Мы впервые работали с платформой “Arduino”, программированием датчиков на ее базе и получили огромный опыт. В ходе сборки приходилось решать и небольшие проблемы в программировании самого прибора.

Как рассказала школьница, ей потребовалось 3 месяца на сборку и программирование датчиков, моделирование корпуса и его распечатку на 3D-принтере. Итогом работы над сборкой прототипа стали его диагностика, исправление ошибок. Ведь устройство должно было работать идеально.


На программирование всех датчиков потребовалось 3 месяца

– С самого начала работы над проектом руководство школы поддержало нашу инициативу, – отметила Наталья Пошатова. – Поэтому мы разместили прибор в нашей школе, раздали брелоки с записанной туда личной информацией сотрудников и протестировали его. Устройство доказало свою эффективность и сегодня работает в фойе школы. Поэтому с уверенностью могу сказать, что оно может отлично заменить широко разрекламированные и дорогие устройства в сельских школах. Еще один плюс созданного прибора в том, что все данные сохраняются в программе Excel, и можно видеть, как, к примеру, менялась температура у определенного учащегося за неделю.

На вопрос, в чем же главные преимущества созданного прибора, Виктория со знанием дела ответила, что их 4. Это пропускное устройство, готовое к использованию, его датчики доступны и имеют низкую стоимость. Оно может использоваться без подключения к компьютеру. Его корпус можно смоделировать самостоятельно и распечатать на любом 3D-принтере.


Корпус устройства распечатали на 3D-принтере

– Я считаю, что разработанный прототип может решить две важные на данный момент проблемы – это защита от распространения инфекции в учреждении и также защита от вхождения в школу посторонних лиц, – добавила ученица. – Мое устройство поможет фиксировать температуру, не контактируя с учащимися и учителями, тем самым защитить медицинского сотрудника от заболевания. А если учитывать, что большинство из них являются людьми преклонного возраста и им сложно весь день стоять на ногах, они могут отслеживать изменение температуры входящих, сидя за компьютером.

Останавливаться на достигнутом результате разработчики проекта не намерены и говорят, что будут работать над улучшением своего прибора, тем более что уже есть некоторые идеи.

КОСТАНАЙ