Как “обчистили” Южную столицу?

АО “ДЭУ Автобаза” для уборки улиц Алматы закупило такое дорогое оборудование, что использовать его… невыгодно!

“Почему в Алматы не чистят снег?!” – этот вопрос наши читатели задавали нам минувшей зимой чуть ли не каждый день. Городские чиновники, которым мы его переадресовывали, отделывались невнятными объяснениями – то деньги сразу не выделили из бюджета, то еще какие-то причины находились. Но горожан, продирающихся сквозь сугробы (а зима выдалась снежная!) и разбивающих носы и коленки на скользких улицах, эти объяснения не удовлетворяли.

И только недавно удалось найти ответы на возмущенные вопросы.

В мае этого года стали известны результаты внешнего государственного финансового контроля АО “ДЭУ Автобаза”, во время которого депутаты городского маслихата проверяли всю деятельность этой фирмы начиная с 2007 по 2009 год. В редакции оказался акт ревизионной комиссии.

Из него выяснилось, в частности, что из городского бюджета АО “ДЭУ Автобаза” как победителю тендера за три года было выделено ни много ни мало – 7 миллиардов 50 миллионов 200 тысяч тенге! Из них на уборку улиц предназначалось более 6 миллиардов тенге. За такие деньги город можно вычистить до блеска!

НЕВЫГОДНЫЕ ПЫЛЕСОСЫ

Ревизионная комиссия выяснила, что управление энергетики и коммунального хозяйства купило у поставщика – ТОО “ДЭУ Сервис ЛТД” – 14 единиц тротуароуборочной техники “Бошунг пони” по необоснованно завышенной цене – 771,5 миллиона тенге. Однако эта техника оказалась не только “золотой”, но так и осталась пылиться на складах “ДЭУ Автобаза” и ни разу не эксплуатировалась. Кроме того, было закуплено и 30 дворовых пылесосов на сумму 76,95 миллиона тенге, стоимость которых тоже оказалась явно завышена. Вследствие этого их использование является… невыгодным, так как амортизационные отчисления будут превышать доходы от эксплуатации! Таковы выводы комиссии.

Кроме того, управлением финансов в пользование ДЭУ было передано 53 единицы спецтехники, относящейся к коммунальной собственности города, стоимостью 1 миллиард 35 миллионов 500 тысяч тенге. При этом арендная плата за их использование, перечисленная в городскую казну, составляла всего 5 миллионов 484 тысячи тенге. Вот и получилось, что и новая, и бывшая в употреблении техника не использовалась все последние годы.

Никто этого не контролировал, потому улицы Алматы, видимо, и не собирались по-настоящему чистить. Потому и мучились горожане.

В результате договоры найма коммунального имущества с управлением финансов Алматы были расторгнуты 6 мая 2009 года. Правда, был ли при этом кто-нибудь наказан, в акте – ни слова.

А договор найма на 2010 год вообще не был заключен. А нет договора – нечего и контролировать.

Но и это, оказалось, еще не все.

“ДРАКОНЫ” СТОЯТ БЕЗ ДЕЛА

Выяснилось, что управлением финансов Алматы на временное хранение АО “ДЭУ Автобаза” было передано имущество от ТОО СУ “Гордорстрой” общей стоимостью 268 миллионов тенге, которое до сих пор также не нашло применения, хотя могло бы пойти на пользу городу. В числе прочей техники – лаборатория по анализу и контролю за асфальтобетонным покрытием. Может, поэтому у нас асфальт каждый год перекладывают?

По заключению комиссии на территории АО находятся и две бесхозные совершенно новые снегоплавильные установки “Снежный дракон” без каких-либо сопроводительных документов. После запроса в управление финансов Алматы комиссии удалось выяснить, что их передало фирме КГП “Алматы пэтер кызметi” в качестве взноса в уставный капитал. Ими тоже никто до сих пор не пользовался.

Интересно, почему об этих вопиющих фактах ничего не знают или не хотят знать в структурах, которые обязаны первыми бить тревогу, – в прокуратуре и в финансовой полиции?

БЫЛИ МЕСТНЫЕ – СТАЛИ МАГИСТРАЛЬНЫЕ

На этом прорехи в городской системе наведения порядка на улицах не заканчиваются. Как выяснила ревизионная комиссия, в Алматы практически отсутствуют паспорта улиц с присвоением им категорий “районных” и “магистральных”. Поэтому администраторы программ делают это на глазок – по своему усмотрению, меняя при этом не только их категорию, но и площадь и даже протяженность!

Скажем, числились улицы Жансугурова, Жангильдина, Лобачевского и Азовского в категории местных, а в 2009 году внезапно превратились в дороги магистрального значения. Звучит, конечно, весомо, но на деле санитарная очистка одного метра, скажем, местной дороги в Алмалинском районе обходится от 191 до 403 тенге за квадратный метр. Это намного дороже содержания дороги магистрального значения, которое обходится в 184 тенге.

В чем здесь соль, спросите вы. Да в том, что, направив огромные деньжищи на покупку супердорогого оборудования для уборки улиц, администраторы программ пытались, так сказать, сэкономить на мелочи. А по сути – на порядке и чистоте в собственном городе. Именно поэтому зимой мы застревали на заснеженных дорогах, а летом “любуемся” замусоренными арыками и утопаем в отходах.

Вот бы узнать пофамильно инициаторов и администраторов этого безобразия?

САМИ СЕБЕ ПРОДАВАЛИ

Проверка показала, что “ДЭУ Автобаза” не по-хозяйски относилось не только к городу, но и к собственному имуществу. Например, некоему ТОО “АК-Ерке”, генеральным директором которого является А.С. Кабдрахманова, которая в это же самое время являлась председателем совета директоров АО “ДЭУ Автобаза”, 30 декабря 2006 года был продан участок земли по адресу: Егизбаева, 7а, площадью 5,45 гектара. То есть должностное лицо АО А.С. Кабдрахманова продала предпринимателю А.С. Кабдрахмановой, то есть сама себе, земельный участок по многократно заниженной цене – 192 миллиона тенге. Самое любопытное, что по этому юридическому адресу находится… само АО “ДЭУ Автобаза”. Решение акционеров о продаже участка при этом отсутствовало.

Это лишь малая толика фактов, озвученных ревизионной комиссией.

Мы бы очень хотели услышать от компетентных источников, понес ли кто-то наказание за столь безответственное отношение к госзакупкам и уборке дорог Алматы?

Жанар КАНАФИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)