Как Нурсултан Назарбаев проложил мост к «зелёной» экономике в Казахстане

В сентябре этого года к концу подошла глобальная международная выставка ЭКСПО-2017, которая возродила интерес мировой общественности к «зелёным» технологиям, ведь заглавной темой мероприятия была «Энергия будущего». Гости из других стран были немало удивлены тому, насколько Казахстан обеспокоен развитию возобновляемых источников энергии и как далеко нашей стране удалось продвинуться в этом плане.

И это неспроста, ведь благодаря дальновидной политике нашего президента подготовка к столь важному вопросу началась ещё задолго до того, как Казахстан выиграл право на проведение ЭКСПО-2017.

Ещё в октябре  2010 года на конференции министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева была принята программа партнерства «Зеленый мост» с которой все и началось.

- Мы выдвинули астанинскую инициативу «Зеленый мост», рассматривая ее как дальнейшее развитие Сеульской инициативы «Зеленый рост». Сегодня на конференции мы предлагаем рассмотреть программу партнерства «Зеленый мост», которая в дальнейшем будет одним из основных региональных механизмов по переходу к зеленой экономике. Мы верим, что наша инициатива укрепит партнерство между странами Европы, Азии и Тихого океана, даст позитивный результат и дополнительные преимущества к действующим региональным программам, - говорилось в заявлении Нурсултана Назарбаева во время VII конференции министров охраны окружающей среды.

Медиа-портал Сaravan.kz предоставляет вашему вниманию основные моменты программы партнерства «Зелёный мост», которая позволила провести ЭКСПО-2017 и направить Казахстан на развитие «зелёной» экономики.

О программе "Зелёный мост"

Главной целью данной программы является достижение оптимального уровня потребления всеми странами энергетических и иных природных ресурсов к середине 21 века.

«Зеленый мост» - это механизм озеленения экономики, через развитие новых отраслей зеленого бизнеса и реформы государственных и международных политик для создания правовых, экономических и институциональных условий для замены существующей экономики на зеленую экономику.

- Обмен опытом, создание механизмов передачи чистых технологий, совместные инвестиции и демонстрационные проекты для перехода к зеленой экономике и сохранение общих экосистем - это далеко не полный перечень возможностей такого сотрудничества, - заявлял Назарбаев.

Программа предусматривает меры по созданию условий и инфраструктуры для расширения доступа к зеленым технологиям и инвестициям и передачи практического и успешного опыта управления заинтересованным странам и организациям.

Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) предполагает тесное взаимодействие стран Центральной Азии в обеспечении устойчивого развития при поддержке ключевых международных институтов и частного сектора, то есть данная программа позволяет управлять «зеленым» экономическим ростом в Центральной Азии через международное сотрудничество и содействие при передаче технологий, обмене знаниями и финансовой поддержке».

Миссия ППЗМ сформулирована следующим образом:

«Управление «зеленым» экономическим ростом в Центральной Азии через международное сотрудничество и содействие при передаче технологий, обмене знаниями и финансовой поддержке».

Каковы принципы программы?

  • Лидирующая роль государства в таких реформах
  • Долгосрочные интересы для инвесторов «зеленого» бизнеса
  • Сотрудничество сторон: государства, частного сектора, других
  • Интеграция с существующими программами и инициативами
  • Эффективное управление
  • Максимальный фокус на практические результаты

Каковы основные направления и сектора программы?

  1. Укрепление управления: национального и международного
  2. Информационная инфраструктура, пропаганда и образование
  3. Зеленые бизнес и технологии
  4. Финансовые и экономические механизмы
  5. Стандарты для зеленой экономики
  6. Сохранение горных, водных и других экосистем
  7. Устойчивая энергетика, ее доступность и эффективность
  8. Продовольственная безопасность
  9. Городская инфраструктура и транспорт
  10.  Адаптация к изменению климата и природным катастрофам.

Уникальность программы

- Программу партнерства «Зеленый мост» нельзя назвать государственной, она имеет статус международный, и не финансируется правительством Казахстана, - объясняла в одном из интервью руководитель коалиции за «зелёную экономику» и развитие G-Global, член Совета по «зелёной экономике» при Президенте РК, председатель Комиссии экологии Общественного Совета при Министерстве энергетики РК, Салтанат Рахимбекова.

В данный момент участниками Хартии ППЗМ являются 15 стран. Это Казахстан, Россия, Кыргызстан, Грузия, Германия, Монголия, Беларусь, Черногория, Латвийская Республика, Албания, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Испания и 16 неправительственных организаций.

К тому же «Зеленый мост» - это единственная в мире экологическая программа, одобренная всеми странами, двумя региональными комиссиями ООН (ЕЭК и ЭСКАТО). Это также единственная международная программа, посвященная поддержке «зелёной экономике».

- ППЗМ задумывалась как альтернативная межсекторальная программа сотрудничества правительств, бизнеса, НПО и международных организаций, ведь многие дорогостоящие традиционные как национальные, так и международные программы оказались неэффективными. Например, не заработал Технологический механизм РКИК ООН, Зелёный Климатический фонд, который делает упор на прямые частные инвестиции в зелёные бизнес, новые технологии и соглашения государственно-частного партнерства, в экосистемные услуги, а не на кредиты, субсидии и гранты, дополнительные бюджетные ассигнования за счет налогоплательщиков, - рассказала Салтанат Рахимбекова.

Приоритетные направления программы «Зеленый мост»

В качестве приоритетных направлений деятельности ППЗМ были определены пять тематических областей. Они отражают общие потребности в развитии стран региона, а также являются краеугольными камнями в обеспечении «зеленого» роста.

  1. Управление водными ресурсами, обеспечение стабильного водоснабжения, контроль над загрязнением водных ресурсов, технологические решения проблем рационального водопользования и водоочистки.
  2. Доступ к устойчивым источникам энергии, использование источников возобновляемой энергии, эффективное потребление энергии при условии справедливого и равного доступа для всех.
  3. Продовольственная безопасность и сельское хозяйство, гарантированные и стабильные цепи поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за счет устойчивого и эффективного сельского хозяйства.
  4. Устойчивые урбанистические системы «Зеленое» строительство, «зеленая» инфраструктура, процессы планирования антропогенной среды, включая технологии «умный город» и природоохранное проектирование.
  5. Устойчивость к изменению климата, снижение климатических рисков и рисков стихийных бедствий, а также адаптация к последствиям изменения климата, включая внедрение систем управления рисками, включая страхование.

Финансирование и инвестирование

Касательно финансирования, то именно ППЗМ будет содействовать реализации готовящихся и расширению работ по действующим проектам и обеспечит техническую помощь, выделит гранты, предложит паритетное или венчурное финансирование.

- ППЗМ сформирует и сбалансирует свой инвестиционный портфель через собственные каналы финансирования. Инвестирование будет осуществляться в отношении проектов из разных секторов, стран и использованием разных технологий. Финансовые соглашения будут заключаться в соответствии с лучшими международными стандартами, - поделилась Рахимбекова.

В рамках учреждения «Зеленый мост» будет также проводиться работа по объединению государственного и частного капиталов. Ее финансирование будет осуществляться главным образом за счет государственного финансирования или вложений международных финансовых институтов. Она будет предоставлена в виде инвестиционной поддержки, а не в качестве прямого проектного финансирования.

Таким образом, роль учреждения «Зеленый мост» в организации финансирования будет состоять в формировании портфеля надежных и рентабельных проектов в регионе, привлекательных для акционерного и долгового финансирования. Учреждение не будет аккумулировать средства, но будет управлять и поддерживать процесс оценки капиталовложений.

Бизнес-инкубаторство

ППЗМ действует как международный участник и региональный посредник процесса создания и трансферта экологически чистых технологий, обладает достаточным потенциалом для проведения исследовательских работ, передачи технологий, разработки инновационных технологических решений. Разработана тщательно продуманная программа работ, охватывающая наиболее актуальные проблемы и учитывающая существующий потенциал в таких сферах, как возобновляемые источники энергии, рациональное водопользование и управление ресурсами, утилизация отходов и контроль за загрязнениями.

Программа стремится наращивать потенциал и навыки для технологической трансформации, позволит продемонстрировать технологии на местах, способствует рыночным преобразованиям, совершенствованию законодательной базы и обеспечит благоприятный политический климат.

Кроме того, ППЗМ действует в качестве регионального лидера, посредника и активного международного участника в процессах разработки и адаптации экологически чистых технологий, содержит положение о поддержке местных предпринимателей в разработке новых идей, в том числе поддержка НИОКР, консультации по бизнес-планированию, предоставление помещений для научно-конструкторских и технологических разработок и финансирование для коммерциализации и тиражирования идей.

Концепция перехода к «зеленой» экономике

Для содействия «зеленому» росту программа партнерства «Зеленый рост» должна в первую очередь обеспечить эффективное партнерское взаимодействие между странами Центральной Азии. ППЗМ выступит как международная платформа с независимым руководством, действующая на принципах добровольного участия и добровольных вложений.

Модель перехода к «зелёной экономики» в полном виде предполагает длительные реформы налогообложения, землепользования, урбанизации, субсидирования и госзакупок, зелёного банкинга, ужесточения экологических стандартов, создания экологических технопарков, экопоселений и многого другого, а переход к зелёной экономики в отдельно взятой стране, тем более в стране с традиционно сырьевой направленностью, крайне энергоёмкой экономикой и слабой инновационной инфраструктурой, крайне затруднен без системной международной поддержки. И с другой стороны, без собственного активного движения в этом направлении Казахстана трудно быть локомотивом Зелёного Моста и Глобальной энергоэкологической стратегии.

Однако эксперты отмечают, что реализацию Концепции можно считать успешной, несмотря на отсутствие государственного финансирования и реформирование органов экологического управления.

«Зелёная» экономика в Казахстане

В 2012 году Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050» обозначил «новый политический курс состоявшегося государства» определил переход страны на «зеленый» путь развития как стратегический тренд национальной экономики. В 2013 году подписал Указ о принятии Концепции перехода Казахстана к зеленой экономике. Также одной из инициатив нельзя не отметить подписание Президентом закона об производстве органических продуктов, которые являются одной из важных в «зеленой» экономике. А в 2014 году Президент подписал новый Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Ранее Глава государства стал инициатором Глобальной энергоэкологической стратегии. Когда ООН призвала мир к зеленой экономики, Казахстан вслед за Южной Кореей подхватил этот призыв и первым стал создавать глобальный политический инструмент его реализации в партнерстве правительств и парламентов с бизнесом, инноваторами и экологами. Процесс ускорился после создания площадки G-Global и победы Казахстана за право проведения ЭКСПО-2017.

22 июня 2017 года  президент Казахстана озвучил свое видение «зелёной» экономики и выделил 5 основных направлений, которые стоило бы учитывать для более плавного перехода.

- Первое. Действует законодательно установленная система фиксированных тарифов и гарантированной покупки электроэнергии из ВИЭ.

На начальном этапе становления данного сектора такой механизм общепризнанно считается наиболее эффективным.

В то же время технологии развиваются стремительно.

Возобновляемая энергия в мире становится с каждым годом всё дешевле.

Следующий этап – это переход к системе аукционов, которая успешно используется во многих странах.

Нужно обеспечить эффективное внедрение такой системы у нас.

Она позволит выбирать и реализовывать наиболее эффективные проекты ВИЭ с применением лучших технологий.

Второе. Мы продолжаем работу по улучшению бизнес климата.

Снижаются административные барьеры, надеюсь, вы это чувствуете, инвестиционные риски, а также затраты на реализацию проектов на рынке ВИЭ.

Предлагаю нашим иностранным членам Совета активно участвовать в реализации проектов альтернативной энергии в Казахстане.

Третье. На предыдущем 29-ом заседании СИИ ставилась задача по развитию «зеленых» финансов.

Ведётся работа по разработке Концепции развития «зеленой» финансовой системы.

Здесь присутствуют представители крупных финансовых и консалтинговых институтов.

У вас имеется опыт внедрения «зеленого» финансирования и в других странах.

Предлагаю вам принять участие в разработке Концепции и внедрять «зеленые» финансовые продукты и услуги у нас.

Для этого можно использовать площадку Международного финансового центра «Астана», который создается на базе ЭКСПО. Приняты изменения в Конституцию, принят закон, здесь будет действовать английское право, а английский язык будет использоваться в качестве рабочего.

Четвертое. В мире активно развиваются технологии с использованием редкоземельных металлов.

По оценкам экспертов, спрос на литий к 2025 году может утроиться до 550 тысяч тонн в год.

Поэтому литий окрестили «белой нефтью».

Казахстан имеет большие запасы различных редкоземельных металлов, в том числе и лития.

Предлагаю инвесторам рассмотреть данный сектор для инвестирования совместно с нашим Правительством.

Это перспективное направление, в первую очередь, в сфере энергетики.

Пятое. Нужно развивать собственный научно-технический потенциал, создавать условия для проведения научных и прикладных исследований, обучения и подготовки специалистов в области новой энергетики.

Этим активно должны заниматься профильные министерства, университеты и Международный центр «зеленых» технологий и инвестиций, - высказался Нурсултан Назарбаев.

Выставка ЭКСПО-2017 прошла в уникальное для человечества время, когда накоплена критическая масса прорывных «зеленых» инноваций, находящихся на пороге промышленного освоения. Это время, которое совпадает с названием замечательного доклада ООН «Великая «зеленая» технологическая трансформация», презентованного в 2012 году. И если в 2012 году на «Рио+20» мир не был готов услышать подобных лозунгов, то в 2017 году в возможностях перехода к новому «зеленому» технологическому укладу можно будет убедить технически на выставке, где масштабно были выставлены как «зеленые» технологии, так и «зеленые» практики бизнеса и государства, реализованные на местном и национальном уровне.

- Переход к «зеленой» энергетике, внедрение «зеленых» технологий - это растущий вектор глобальной экономики. Казахстан, несмотря на наличие в наших недрах огромных природных богатств, включая углеводороды, намерен активно развивать возобновляемые источники энергии. В нашей «Стратегии-2050» такие задачи поставлены. Мы намерены ежегодно инвестировать в «зеленую модернизацию» средства в объеме 2% от национального ВВП. Все это отражено и принято нами в Концепции перехода к «зеленой» экономике, - высказался президент Казахстана

Концепция развития «зеленой» экономики в Казахстане

По инициативе Президента Н.А. Назарбаева была разработана и подписана 30 мая 2013 года Концепция по переходу к «зеленой» экономике. В первую очередь, в Концепции представлен перечень приоритетных задач, главным образом нацеленных на реформирование определенных отраслей экономики.

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» закладывает основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к экономике новой формации посредством повышения благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождения страны в число 30-ти наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов

Реализация Концепции планируется в три этапа:

  • первый этап - 2013–2020 гг. – оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;
  • второй этап - 2020–2030 гг. – рациональное использование природных ресурсов, внедрение возобновляемой энергетики на базе высоких технологий;
  • третий этап - 2030–2050 гг. – переход национальной экономики на принципы «третьей промышленной революции», в основу которой положено использование природных ресурсов в случае их возобновляемости.

Меры по переходу к «зеленой экономике», согласно Концепции, будут реализованы по направлениям: устойчивое использование водных ресурсов, развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства, энергосбережение и повышение энергоэффективности, развитие электроэнергетики, система управления отходами, снижение загрязнения воздуха и сохранение и эффективное управление экосистемами.

По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

- Концепция утверждена, задачи обозначены, средства определены. Дело за малым - «озеленение» сознания. Экономия и рачительное отношение к энергоресурсам должны стать принципом жизни каждого казахстанца. Ведь «Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков, - заявлял Нурсултан Назарбаев.

Семь ключевых направлений развития «зеленой» экономики

Первое направление - внедрение возобновляемых источников энергии.

Огромные масштабы приобретает вопрос о дальнейшем сохранении полезных ископаемых. Наше государство признано как страна с очень богатыми природными ресурсами. Нефть, газ – во всем мире классифицируют как один из крупнейших энергетических ресурсов, но даже они в свое время исчерпываются, а значит необходимо находить новые ресурсы для жизни. При этом, тот факт что Казахстан обладает наличием хорошей экосистемы, почвой, водой и лесом, значительно повышает свою позицию перед другими странами.

Второе направление - энергоэффективность в жилищно–коммунальном хозяйстве.

В связи с тем, что значительная часть городского жилого фонда была построена в постсоветское время, большинство жилых комплексов оборудованы неэффективными теплоизоляционными конструкциями и системами теплоснабжения, что приводит к значительным тепловым потерям. В настоящее время в Казахстане действуют энергосервисные компании, призванные осуществлять мероприятия в области устранения неполадок работ приборов теплоснабжения.

Третье направление - органическое земледелие в сельском хозяйстве

В первую очередь, данный вид направления рассматривает отказ от синтетических продуктов удобрения (пестициды), различных кормовых добавок. Речь идет об использовании органических удобрений для обеспечения урожайности, роста культурных растений. «Озеленение» сельского хозяйства позволит обеспечить продовольствие населению, не нанося вред при этом природным ресурсам. Казахстан планирует действовать по следующим направлениям:

  • управление плодородием почв;
  • эффективное использование воды;
  • управление здоровьем растений и животных;
  • механизация ферм.

Четвертое направление - совершенствование системы управления отходами

Особую популярность приобрела проблема управления отходами. Все чаще встречаешь грязные улицы, свалки и отсутствие какого-либо контроля над происходящим. В связи со сложившимися обстоятельствами предложено использовать отходы как вторичный продукт производственного цикла. Так, к примеру, технология комплексной переработки твёрдых бытовых отходов и получения альтернативного топлива уже реализуется в Алмате.

Пятое направление - совершенствование системы управления водными ресурсами

Вода остается ключевым природным компонентом обеспечения существования человечества и целостности экосистем. В связи с этим, рациональное использование водных ресурсов остается проблемой, приобретающей огромные масштабы.

Шестое направление - развитие “чистого” транспорта

Большинство перевозок в Казахстане проводится на дизеле/бензине. В настоящее время большинство перевозок осуществляется на основе бензина (дизеля). В первую очередь это способствует высокому выбросу парниковых газов.

Седьмое направление - сохранение и эффективное управление экосистемами

Деятельность в данном направлении главным образом направлена на сохранение уникального природного богатства нашей страны.

В рамках программы развития «зеленой» экономики, Казахстан планирует инвестировать средства в 10 ключевых секторов экономики:

  • сельское хозяйство;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • энергетика;
  • рыболовство;
  • лесное хозяйство;
  • промышленность;
  • туризм;
  • транспорт;
  • утилизация и переработка отходов;
  • управление водными ресурсами.

Сегодня 40% мировых инноваций приходятся на «зеленую» экономику, а 50% из них на энергосбережение и энергоэффективность, которые являются ключевым фактором «зеленой» экономики. Энергетика ответственна не только за конкурентоспособность и безопасность экономи- ки, тепло и свет в наших домах, но и за 50 % выбросов загрязняющих веществ и 70% эмиссии парниковых газов (ПГ). То есть уровнем энергоемкости определяется экологическая и климатическая составляющие национальных экономик. По этому показателю в мировом рейтинге энергоемкости Казахстан занимает восьмое место, а Россия пятнадцатое. То есть энергоэффективность - это ахиллесова пята наших экономик.

Влияние программы «Зеленый мост»  и ЭКСПО-2017  на развитие «зелёной» экономики в Казахстане

ЭКСПО-2017 и Программа парт­нерства «Зеленый мост» – определили вектор развития респуб­лики до 2050 года. Для перехода к «зеленой» экономике создана необходимая нормативная база, выработаны стимулирующие меры, увеличивается количество объектов ВИЭ. Большую работу проводят общественные организации, которыми только в текущем году воплощены в жизнь более 20 проектов по четырем основным направлениям.

Как сообщила директор департамента по возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики РК Айнур Соспанова, на стадии детальной проработки находится более ста отобранных на ЭКСПО проектов в сфере энергетики, ресурсосбережения, городской инфраструктуры. Рассматриваются до 170 компаний на предмет того, какие из представленных ими технологий, в какие сроки и при каком финансировании можно будет внедрить в Казахстане.

– Технологии ЭКСПО – прикладные. Мы рассматривали их с точки зрения внедрения в хозяйствах. Если предприятие выберет и будет внедрять ноу-хау, то само должно решить финансовые вопросы – найти инвесторов или вложить собственные средства. Механизмов масса, – подчеркнула Айнур Соспанова, добавив, что до конца октября будут сформированы конкретный перечень технологий и «дорожные карты» по их внедрению.

В качестве примера эксперт привела крупнейшую компанию Казахстана АО «КазТрансОйл», которая отобрала на ЭКСПО действующие технологии для возможного внедрения на своих объектах. Так, АО намерено провести опытно-промышленные испытания с дальнейшим применением на своих жилых и промышленных объектах гелиосистем вентиляции, освещения и охлаждения от компании SOLID. Охлаждаемые солнечной энергией здания присутствуют не только в странах Европы, но также в США, на Ямайке, в Китае, Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах.