Несколько лет назад в одном из зарубежных изданий потомок аристократа, немецкий дипломат с точно таким же фамильным именем – барон Фердинанд фон Рихтхофен поделился тем, как его предок – барон-исследователь, вывел формулу Шелкового пути в позапрошлом, XIX веке. Заявив о том, что название дороги, которая появилась как караванный путь, связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем еще со времен античности, возникло якобы на самом деле с помощью его предка. И, дескать, поэтому у дипломата из ФРГ особые чувства как к Центральной Азии, так и к Казахстану в том числе.
Что касается барона-исследователя, то, со слов его потомка, он много путешествовал по Средней Азии, увлекался геологией и географией, одно время даже возглавляя Берлинское географическое общество. А еще его именем назвали горный хребет в китайском Наньшане. То есть человек со всех сторон был очень даже неординарный. Да и имена его учителей также говорят о многом даже тем, кто не сведущ в науке. Например, это Вильгельм фон Гумбольдт, который считал Центральную Азию чуть ли не ядром всего окружающего пространства. И который привил тогда еще юному барону любовь к природе, к путешествиям, географическим открытиям. Так что по окончании университета в Берлине юноша почти сразу отправился в экспедицию по Центральной Азии.
Тайны Великого Шелкового пути: Восточный Ренессанс глазами художника
Напомним, что это была вторая половина XIX века, когда подобные караваны за знаниями во множестве отправлялись из стран Европы на поиски земли обетованной. Барон сразу же занялся исследованиями, посетив Китай, Японию, Сиам, а также совершив несколько путешествий с восточного побережья Китая вглубь Центральной Азии, намеренно оставшись по окончании срока действия официальной экспедиции, чтобы самостоятельно заняться изучением данного региона.
По словам немецкого дипломата, его предок расследовал даже месторождения угля, сельскохозяйственные угодья, плодоносные почвы, очень много писал о регионе, рисовал карты, делал эскизы окружающей среды и в общей сложности создал труд в три тысячи страниц.
Любопытно, что его ученые наработки были на тот момент очень продвинутыми, да и сегодня они признаются современными умами, как некая научная база для тех, кто всерьез собрался узнать Центральную Азию поближе.
Помимо всего прочего барон-географ также исследовал и общую историю Центрально-Азиатского региона, занимался изменениями климата, а такая область науки, как геоморфология, по словам дипломата, возникла именно благодаря его предку.
Так же, как и название караванного пути, что связывал между собой восточную частью Китая, Дальний Восток и Европу. Тем более, что в древности караванных путей было много, а с их названиями было туговато. Получилось так, что в одной из своих работ, которая состояла из пяти томов и двух атласов, барон впервые в 1877 году применил понятие «Шелковый путь» при описании именно того торгового пути, по которому перевозили ценный шелк, как один из самых на тот момент дорогих продуктов. Эстафету с названием подхватил его ученик – географ из Швеции, и тоже начал часто применять его в своих исследованиях. Так, со временем термин «Шелковый путь» стал обозначать не только караванный путь, по которому везли шелк, но и заявил о себе символом культурного взаимообмена между странами, стоящими вдоль всего данного маршрута, который, кстати, остался неизменным с древнейших времен.
И – да, что касается мест исследования бароном конкретно на территории Казахстана, то сохранились сведения, что он вместе с несколькими своими единомышленниками побывал в Южном Казахстане. Как подчеркнул немецкий дипломат, его предок вел дневник, в котором сохранились записи о том, что он исследовал местность, которая находится у подножия горной гряды, расположенной ниже современного Алматы.
Астана