Как не стать жертвой обмана, если вас пытаются развести на деньги посредством ложных интернет-платформ

Жалоб казахстанцев, становящихся жертвами кибер-преступников, из года в год становится все больше. И, хотя за предыдущие шесть месяцев в департамент торговли и защиты прав потребителей только одного Алматы поступило свыше 3,5 тысячи обращений от граждан, а в Астане за июль их количество увеличилось почти на 13 процентов в сравнении с июнем, размах мошенничества в данной сфере, согласно статданным, продолжает набирать обороты.  

Сотрудники департамента говорят, что основной причиной в данном случае является развитие электронной коммерции, которое стало и благом – особенно во время пандемии, и наказанием – потому что увеличило число интернет-обманщиков. На которых, в результате внеплановых проверок, как недобросовестных предпринимателей, было составлено 120 административных протоколов, а обманутым потребителям возвращено свыше 90 миллионов тенге.

- На сегодняшний день к нам продолжают поступать многочисленные жалобы в сфере защиты прав потребителей. Причем чаще всего эти права нарушаются в сфере электронной торговли. При этом имеются многочисленные факты мошенничества со стороны недобросовестных предпринимателей, тем более, что население республики недостаточно осведомлено о нормах закона РК «О защите прав потребителей», это и приводит к различным нарушениям, - поделился  заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Алматы Нурлыбек Бимурзаев. Хотя «в целях защиты граждан МТИ РК и территориальные департаменты торговли и защиты прав потребителей в свою очередь на постоянной основе проводят консультативно-просветительскую работу».                                                

Да и для начинающих предпринимателей электронная торговля имеет огромный потенциал, так как все живут в век динамично развивающихся технологий, и количество потребителей, пользующихся безналичным расчетом, с каждым днем увеличивается. Причем в качестве преимуществ также важно отметить развитие малого и среднего бизнеса, открытие новых инновационных проектов, модернизацию уже существующих компаний, сокращение теневого оборота, улучшение, как бы там ни было, правовой и цифровой грамотности населения и предпринимательства.

Вот только потребители все чаще и чаще сталкиваются с недобросовестными продавцами – по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан, либо качество не соответствует тому, что было заявлено в рекламе или на интернет-площадке.

И самый распространенный вид мошенничества – это объявления на сайтах и в социальных сетях. Любопытно, что, согласно статистике, на обман кибермошенников при этом чаще всего попадаются покупатели автомобильных аксессуаров, смартфонов, телефонов, одежды и обуви, мебели на заказ.

- Причем шансы нарваться на злоумышленников одинаковы как в социальных сетях, так и в интернет-магазинах, - подтвердил Бимурзаев.

Чем же привлекают потенциальных жертв мошенники? Прежде всего – необоснованно низкими ценами. При заказе товаров покупателей просят внести предоплату зачастую путем зачисления денежных средств на некий виртуальный кошелек через терминал «экспресс-оплаты». Далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки, периодически обещая скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет, либо, в лучшем случае, пришлет абсолютно некачественный товар.

- Если вы все-таки хотите купить товар по предоплате, то помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или на счет мобильного телефона. Во-вторых, поищите информацию о данном магазине в интернете, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если же вы имеете дело с сайтом крупной или уже известной вам компании, то убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера, - посоветовал Бимурзаев.

Кроме того, перед покупкой в интернет-магазине необходимо получить информацию о юридическом лице, потребовав данные от администратора и проверить его, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц.

Важно также узнать адрес, по которому можно будет направить претензию в том случае, если потребитель покупкой останется недоволен.

- Перед онлайн-покупкой изучите отзывы, оставленные другими покупателями, не забывая, однако, о том, что преступники могут оставлять положительные отзывы о себе, используя дополнительные учетные записи. Тогда воспользуйтесь интернет-поиском. Порой иногда достаточно ввести в форму поиска телефонный номер или сетевой псевдоним продавца для того, чтобы обнаружить, что эти данные уже где-то и когда-то использовались в целях хищения денежных средств и обмана покупателей, - подчеркнул спикер. Добавив, что «при этом покупателям всегда особенно необходимо обращать внимание на стоимость товара, и, если предлагаемая цена значительно ниже рыночной, уже только один этот факт должен вызвать подозрение». Как нас «разводят» на сайтах объявлений – испытано на себе

- Кроме того, в соответствии со статьей 24 Закона продавец обязан иметь в наличии контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством РК, а также обязан размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках. В случае непредоставления фискального чека потребитель вправе обратиться в органы государственных доходов. Однако помните, что потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению реквизитов и контактных данных продавца ложится на самого потребителя. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскные мероприятия недобросовестных участников электронной торговли. Розыскные мероприятия по фактам интернет-мошенничества и обмана потребителей рассматриваются органами внутренних дел, то есть полицией, - заключил представитель госоргана.

Добавим, что в случае необходимости обращение в упомянутый госорган можно направить посредством единой информационной платформы приема обращений e-Otinish и через портал электронного правительства Egov.kz. А также обратиться за помощью и консультацией в общественные объединения по защите прав потребителей по месту жительства.

Астана