Как не оставить детей без школы

Международный вебинар на тему дистанционного обучения организовали Фонд Первого Президента РК – Елбасы, компания “Asbis Kazakhstan” и эксперты сферы образования.

– Идея возникла, когда мы все так неожиданно оказались на карантине, – рассказывает организатор и идейный вдохновитель вебинара Юлия АНДРЕЕВА. – Оставшись в замкнутом пространстве своих квартир, люди ощутили растерянность. А учителя школ не знали, в каком направлении двигаться. И поскольку единой стройной системы перехода на школьную удаленку пока нет, мы предложили молодым учителям рассказать о своих моделях современного образования.

Один из них, академический директор "USTAZ Professional Learning Center" Нурлан ИМАНГАЛИЕВ, поделился секретом, как при системе дистанционного обучения найти ключики к сердцам даже самых ленивых и несобранных учеников. Например, подключить творческие задания.

Другой спикер, IT-директор частной Международной школы из Азербайджана Данила ЕГОРОВ, рассказал о модели “один-один”. То есть iPad у каждого ученика. Понятно, что в престижной частной школе в силу экономических причин это внедрить легче, чем в государственной общеобразовательной, и на карантин они там вышли без проблем: просто унесли всю технику, макбуки (MacBook) и айпады (iPad) домой и работают с ними.

– Как же быть тем, у кого нет гаджетов и кто не знает, с чего начать?

– Один из наших спикеров, руководитель департамента английского языка “Bilim Foundation” Ернар САРБАСОВ, работает, например, с государственными школами. И поскольку там не у всех учителей и детей есть электронные устройства (планшеты, ноутбуки, компьютеры), они решили так: учителя разрабатывают видео-уроки. Эта методика называется “Flipped Classroom” – “перевернутый класс”. Ребенок смотрит и запоминает их, когда у него есть соединение с Интернетом. А потом все видеоуроки, как конструктор, собирают в одно приложение “Edu Page”, которое можно закачать на смартфон, и выкладывают в Интернет. Так дети получают доступ к обучению здесь и сейчас.

– Еще в вебинаре участвовал преподаватель английского языка и искусства кинематографа Энтони СТЁРПЕ (США), – продолжает рассказ Юлия. – У него вовсе не стандартный подход. Поскольку он преподает творческие дисциплины, его ученики выполняют задания в приложениях “TikTok”, Instagram, “Snapchat”. “TikTok”, например, это платформа, которая позволяет снимать короткие видеоролики. А вы заметили, что дети какой-либо материал на видео воспринимают легче, чем в словесном выражении. Так вот, у Энтони они создают на этом приложении целые репортажи и даже исследования.

– Но для этого надо иметь айпад! А это недешевое удовольствие!

– Необязательно iPad, всё то же самое можно делать и на андроидах, смартфонах, планшетах, ноутбуках, на любых устройствах, где есть камера и встроенный микрофон.

Но наиболее универсальную модель дистанционного обучения, пожалуй, представила учитель истории и обществознания, заместитель директора школы № 1317 города Москвы Лариса КАДЫРОВА. Ей чуть больше 30 лет, она из молодого поколения учителей, но уже на протяжении 6 лет занимается в школе с детьми робототехникой, использует в обучении айпады, другие операционные системы. Мы можем прямо сейчас по телефону связаться с ней.

Вместе с Юлией создаем группу WhatsApp, и к разговору подключается Лариса Кадырова. Задаю вопрос.

– Ваши рекомендации – закачать на свои гаджеты приложения “ZOOM”, “Socrative”, “NearPod” и “Quizizz” – для непосвященных могут показаться слишком сложными?

– На самом деле ничего сложного. Эта идея дистанционного образования у нас возникла задолго до карантина, потому что дети болеют, не всегда могут посещать школу. А карантин просто приблизил нас к новым реалиям. На любое устройство (смартфон, планшет, компьютер) скачивается бесплатная программа “ZOOM”. Учитель создает на ней конференцию и дает детям коды. Сейчас у нас для каждого класса уже есть свои коды.

В назначенное время в программе “ZOOM” ученик открывает вход в конференцию, забивает свой девятизначный код и автоматически попадает в онлайн-конференцию, где учитель – это ведущий, а дети – ее участники.

Помимо того, что все видят лица друг друга, есть еще возможность выводить любой материал: презентации, слайды, и даже формат электронной доски. Это белое поле экрана, на котором можно писать, чертить, печатать. Учитель пишет либо сам, либо предлагает сделать это любому ребенку. И каждый может “поднять” виртуальную руку и задать вопрос учителю. Так проходит урок.

– А чтобы все понимали, как работать с этой программой, мы создали красочную инструкцию с картинками и даем ссылку на нее на сайте школы, – продолжает Лариса.– Также можно работать и с другими приложениями, хотя “ZOOM” показался нам самым удобным, доступным и простым. Единственный минус у бесплатного варианта приложения, что конференция в нем длится не более 40 минут. Но для онлайн-урока больше и не нужно.

На прошлой неделе мы проводили по 5–6 уроков по расписанию. Каждый учитель по очереди подключался к конференции и вел свой предмет. Но теперь решили, поскольку работать по 40 минут онлайн для детей физиологически трудновато, то после 20–25 минут общения стоит давать им разрядку, какое-то творческое задание или чтобы поработали в тетради.

– А что делают дети, у которых нет никаких электронных устройств?

– Таких немного, мы помогли им, раздали несколько ноутбуков и планшетов, которые имелись в школе, во временное пользование.

– Понятно, что молодые учителя легко переходят на новый формат преподавания, а как учителя старшего поколения?

– Поначалу мы тоже думали, что это зависит от возраста. Но оказалось, это обусловлено только желанием человека меняться. У нас есть коллеги, которым далеко за 60, и они справляются с информационными технологиями лучше, чем те, кому нет и 30 лет. Это показала практика.

АЛМАТЫ