Как не надо разговаривать с детьми

Зачем ходить к логопеду?

– С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

– В основном с 4–5 лет, смотря какой диагноз, но чем раньше, тем лучше. Также если у ребенка задержка речевого развития, то, безусловно, нужно обращаться еще раньше, чтобы подготовить речевой аппарат, расширить пассивный и активный словарь.

– Некоторые родители думают: “Да ребенок перерастет, и сам начнет нормально говорить”, эта позиция правильная или нет?

– Бывает, что, действительно, ребенок перерастает, но направление все равно задать нужно. Для этого необходимо посетить логопеда, невропатолога, дефектолога, психолога. Допустим, если вы готовите своего ребенка к школе, то покажите всем вышеперечисленным специалистам, которые определят его внутреннее состояние и способность к обучению в целом.

Эльмира АСАМДИНОВА

– А если не исправлять произношение, оставить как есть, чем это чревато?

– Вы знаете, ко мне недавно приходила девушка, которой далеко за двадцать лет, и она не выговаривает звук “р”. Я ей это исправляю, там проблема с уздечкой. Если есть дизартрия – нарушение мышц языка, то по показаниям делается массаж. Бывает, у человека врожденная асфиксия – при ней какие-то речевые зоны нарушаются, естественно, будут проблемы с речью.

– Всегда ли проблемы с произношением имеют медицинские корни?

– Не всегда. Бывает фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка, то есть нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Также есть нарушения, связанные с головным мозгом, с нервной системой, – причины бывают разные. Самая легкая – это дислалия – нарушение звукопроизношения. Если не исправлять, то это может перейти во взрослый возраст. Человек будет неправильно читать и писать, то есть проблема перерастет в дисликсию или дисграфию. Сегодня мне чаще встречаются дети с нарушением общего недоразвития речи (ОНР), поэтому мы работаем над восстановлением всех компонентов речи. Почему каждый четвертый ребенок в Казахстане имеет проблемы с речью

Говорите, как со взрослыми

– Разговаривая с малышами, нельзя намеренно коверкать слова, а следует разговаривать, как со взрослыми, – якобы это может влиять на речь ребенка?

– Да, может, с самого юного возраста мама, разговаривая с ребенком, должна правильно говорить. Если это совсем малыш, то я бы просто посоветовала быть эмоциональнее, менять интонацию – повышать или понижать, но сама речь и произношение должны быть правильными.

– Кто хуже говорит – мальчики или девочки?

– Я подсчет не вела, ко мне ходят и мальчики, и девочки. Я всегда сначала смотрю на возможности языка – если мышцы языка слабые, то провожу тонизирующие упражнения или, наоборот, если напряженные – то расслабляющие.

– Сколько в среднем требуется походов к логопеду?

– Смотря какой диагноз, есть более сложные, есть более легкие. Если с неврологией связано, тогда дольше, но также это будет зависеть от ребенка, от того, как он усваивает материал, от родителей – будут ли они помогать логопеду. Да, за один день можно поставить звук, но автоматизировать его при произношении слов сложно. Каждый период обучения требует тщательной отработки. Если ребенок будет заинтересован, будет постоянно тренироваться, то можно с уверенностью сказать, что он будет говорить правильно.

– Родители могут заниматься с детьми дома?

– Если серьезных нарушений мышц языка нет – это возможно. Но желательно, конечно, проконсультироваться с логопедом. Возможности языка может только специалист посмотреть, как и показать несколько упражнений, чтобы мама потом выполняла с ребенком. В целом смотря какие родители: бывают мамы очень щепетильные и все домашние задания выполняют, а бывают – к логопеду ходят и считают, что этого достаточно. Иной раз звук ребенку поставишь, говоришь: закреп­ляйте дома, но продолжаю слышать ошибки, прогресса нет.

– В фильме “Король говорит!” логопед применяет весьма необычные приемы, чтобы король заговорил правильно, а у вас какие любимые приемы?

– Мне, например, нравится ставить звук “р” с помощью следующего упражнения: нужно языком упереться в нёбо, чтобы грибочек образовался, и, не закрывая рот, говорить “тр-р-р”, при этом можно ко рту поднести чистый полиэтиленовый мешочек, который будет надуваться. Детям очень нравится. Вообще, использую различные упражнения по обстоятельствам, чтобы они соответствовали возможностям и были интересны ребенку.

Алматы