Как научиться слушать собеседника?

Научись внимать сперва.

Тот, кто слушать не умеет,

Сможет ли найти слова?»

Так искренне считал персидский философ и поэт Носир Хисроу. Невозможно с ним не согласиться, тем более, что современные психологи придерживаются аналогичного мнения. Например, небезызвестный Дейл Карнеги утверждал: «Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем». Но как же приобрести столь полезные навыки, особенно в сегодняшнем мире, пропагандирующем эгоизм и зацикленность на собственной персоне? Прочтите данный материал – быть может, он хоть немного прольёт свет на истину.

Зачем это нужно?

Когда мы стремимся научиться чему-то эффективному, прежде стараемся понять, осознать причины и последствия нашего такого рвения. Что же находит человек, умеющий быть хорошим слушателем для собеседника?

Во-первых, он показывает, таким образом, уровень собственной культуры. Слышит исключительно себя только человек невоспитанный, неотёсанный, этакий «деревенщина».

Во-вторых, лицо, умеющее слушать другого субъекта, располагает к себе.

Его собеседник не станет испытывать негативные эмоции типа гнева, негодования, раздражения, разочарования в процессе разговора, ведь последний не является в этом случае односторонним, однобоким. Хороший слушатель, напротив, получит заряд положительной энергии от благодарного рассказчика, помогая ему ощутить свою важность, значимость.

В-третьих, такой человек имеет прекрасную репутацию хорошего слушателя, а значит индивидуума отзывчивого и надёжного. Это говорит о том, что с ним можно иметь дело, и является фактором, благоприятствующим к расширению круга общения.

В-четвертых, формирует процесс разговора как раз-таки человек, умеющий слушать. Но для этого необходимо слушать внимательно, вникая в самую суть беседы.

В-пятых, данное умение позволяет узнавать много интересного, расширять собственный кругозор. Для человека думающего и любознательного это очень важный результат.

Если умение слушать касается бизнес-контактов, то оно помогает зарекомендовать себя как субъекта, ведущего коммерческие переговоры и деловые беседы на высоте. Соответственно, итоги подобного взаимодействия обещают быть более, чем положительными.

Учимся слушать

Ну, а теперь о главном – как же выработать в себе навык хорошего слушателя? В этом отличным подспорьем станут приведённые ниже советы.
Слушайте собеседника сознательно.

С данной целью важно добиться активного состояния своего ума. Иными словами, не делайте вид, будто слушаете, а действительно вникайте в смысл сказанного.

Проявите внимательность.

Пресекайте любые бессознательные попытки собственного разума уйти от услышанного вглубь себя, пропустить поток слов мимо ушей, в пустоту, имитируя заинтересованность, да и то с переменным успехом. Собеседник обязательно почувствует вашу недобросовестность – в итоге неприятно будет и ему, и вам.

Создайте обратную связь.

Разговор должен протекать в двустороннем порядке. Слушать – не значит бездействовать. Вы можете задавать уточняющие вопросы, просить собеседника прояснить непонятные для вас моменты.

Покажите своё активное участие в разговоре физически.

Обязательно поддерживайте с собеседником визуальный контакт. Используйте сигналы невербального общения, свидетельствующие о вашей заинтересованности в услышанном. Соблюдайте дистанцию, комфортную для взаимодействия: в положении стоя расстояние между людьми не должно превышать 1-2 м, сидя – 2-3 м. И главное – не занимайтесь во время беседы посторонними делами.

Сосредоточьтесь на речи рассказчика.

Сконцентрироваться вам поможет активное включение в беседу и осмысление ситуации, описываемой человеком. Собственные посторонние мысли старайтесь гнать от себя прочь – пусть вас в этом поддерживает боязнь потерять нить разговора и оказаться в некрасивом положении.

Выслушайте собеседника.

Имеется в виду – слушайте человека, пока он до конца всё не выложит. Не позволяйте себе перебивать последнего и уж тем более судить о нем по его поступкам, взглядам до завершения повествования и анализа полученного вами потока слов.

Не акцентируйте внимание на манере рассказчика вести беседу, то есть на особенностях речи субъекта (способе передачи, ошибках, сбивчивости и пр.).

В данном случае главное не качество, а содержание услышанного. Важно в такой момент избавиться от чувства превосходства.

Слушайте, настроившись одновременно критически и оптимистически.

Первое означает: ищите в поступившей от собеседника информации что-то полезное, интересное для себя. Оно непременно отыщется в любых, даже самых скучных излияниях. Второе: дайте себе внутреннюю установку в начале разговора на то, что ценные для вас сведения в речи субъекта обязательно имеются, нужно лишь вовремя их заметить. Так вы подготовите собственный ум к поискам полезных моментов, способных пригодиться вам в будущем.

Включите работу своего воображения.

Представляйте на мысленном экране все то, что слышите в процессе разговора с собеседником. Это поможет вам глубже вникнуть в смысл сказанного и дать в итоге более объективный ответ.

Умение говорить тесно связано с умением слушать. Поэтому целесообразно развивать данные навыки попутно. Тренируясь в разговорном общении, вы повышаете вероятность быть услышанным, а слушая других, учитесь у них, получая хороший или опыт, который повторять не стоит. Удачи вам!