При этом доказать факты недобросовестности, а иногда и откровенного обмана, либо совсем невозможно, либо на это необходимо потратить немало сил и средств. Что, естественно, позволить себе может не каждый.
Мы решили сделать небольшой обзор сфер, где чаще всего казахстанцы сталкиваются с откровенным лохотроном (с реальными случаями). При этом зачастую ходить и что-то доказывать себе дороже будет.
Через почки к горлу
Первое место в рейтинге по праву можно отдать отечественным медучреждениям. Вот где, действительно, нужно держать ухо востро. Причем как в частных, так и в государственных. При этом уже становится ясно, что страховая медицина вопрос качества оказания услуг¸никак не решила. Оплата страховок, которая обходится недешево, отнюдь не гарантирует уровень услуг. Хотя, когда систему вводили, обещали именно это.
Облуживание во многих поликлиниках ( не во всех, к счастью) напоминает сцену из советского Буратино, когда Лиса Алиса и Кот Базилио дурачили главного героя, обещая ему дерево с золотыми монетами.
Участковый терапевт искусно пытается обойти все запросы пациента и максимально минимизировать пакет услуг, как будто платит из своего кармана.
Но даже полученные услуги наталкивают на мысль, что страховая медицина это та же бесплатная, но только платная. При этом в накладе снова остается пациент: ему приходится сначала платить за страховку, а потом повторно покупать услуги на стороне, и тоже из своего кармана.
Актюбинка по имени Марина прошла в своей поликлинике по участку узи-обследование почек. Причем уже в очереди пациенты (которые ранее сталкивались с подобным), по-дружески предупредили, что, если у нее не медкомиссия, а она хочет пройти действительно хорошее обследование, надо идти по рекомендации в частную клинику. Потому что доктор из поликлиники относится к выполнению своих обязанностей, мягко говоря, формально. Полученное обследование, действительно, ее шокировало. УЗИст смотрел почки, а заключение дал по щитовидной железе, с которой у нее никогда проблем не было. Видимо, врач, каким-то известным только ему способом через почки, может, заглянуть в горло.
Вместо "клиент всегда прав" - "пациент всегда лох"
Не лучше обстоят дела и в платной медицине. Про различные ухищрения стоматологов мы уже рассказывали. Теперь несколько слов о том, можно ли доказать такой обман. Испытано на личном опыте. Столкнувшись с нехорошими подозрениями на объегоривание и некачественность услуг, решила перепроверить свои домыслы в других клиниках. По трем-четырем фактам специалисты, выступившие в роли независимых экспертов, подтвердили, что все мои подозрения вполне обоснованны.
Некоторые из них доходчиво объяснили всю недобросовестность представителя платной медицины и показали, как говорится на пальцах, что к чему. Однако просили не раскрывать их инкогнито, потому что давать такие разъяснения людям они не имеют права. Есть корпоративные договоренности, которые они просто не могут нарушать (иначе, видимо, им не дадут работать в данной сфере).
Они даже подписывают письменные соглашения об этом. Вот такая круговая порука против клиентов. Естественно, что никаких письменных экспертных заключений давать при таком раскладе никто не будет. Поэтому в деле доказывания стоматологических афер надеяться на независимые экспертизы не приходится.
А значит, объективно доказывание вообще под большим вопросом, учитывая корпоративную солидарность медиков в этой сфере. Таким образом, вместо девиза «клиент всегда прав» в этой сфере процветает лозунг «потребитель всегда лох» (Но это, конечно, не исключает наличие добросовестных, действительно любящих свое дело специалистов. Слава Богу, такие люди тоже есть).
Китайский товар по московским ценам
Второе место по праву можно отдать отечественным рынкам. Вот где раздолье для любителей заработать на лохах. Подтверждение этому - история еще одной актюбинки.
Галия решила купить на лето бриджи. Пошла на вещевой рынок, зашла в один из бутиков, где ей предложили «качественный московский товар». Хозяйка нахваливала и подчеркивала, что лично возит товар из столицы соседнего государства. Галия выбрала подходящую по цвету вещь, немного поторговалась и купила ее за 8 тысяч 500 (первоначально цена называлась 10 тысяч).
Каково же было ее удивление, когда возле дома в отделах распродаж китайского ширпотреба она увидела точно такие же бриджи с такой же этикеткой, но всего за 3 тысячи 700. Но там не пытались преподнести товар как суперкачественный и московский, и цену поставили соответственно качеству. Хочешь - бери, не хочешь - не бери. Это уже личное дело каждого. Видимо, здесь или в подобных отделах и затоваривалась хозяйка «московского» бутика.
На претензию Галии продавец ответила : «Я вам насильно не впихивала, это был ваш выбор». То есть попадаться на обман - это ответственность только самого покупателя. Никто никого не проверяет, никто никого не боится. Хочу - продам за 10 тысяч, хочу - за 20 тысяч.
Хотя по закону (чего многие не знают) при обнаружении фактов обмеривания, обвешивания, обсчета, а также введения в заблуждение в отношении качества товара (что имело место в данном случае) человек имеет право обратиться в органы внутренних дел. Именно в компетенцию полицейских входит рассмотрение подобных дел и привлечение недобросовестного продавца к адмответственности. Понятное дело, что далеко не каждый будет вызывать полицию на базар, чтобы доказать обман со стороны торговца.
Без лоха жизнь плоха
Третье место разделили между собой сфера оказания косметических услуг и сфера ЖКХ. О том, как в КСК и в других органах так называемого самоуправления обманывают людей, мы неоднократно сообщали. Если говорить в двух словах, то такое наглое отношение руководителей этих контор к людям стало возможным после того, как государство полностью отстранилось от контроля в этой сфере. После чего даже факты откровенных афер стали головной болью только самих жильцов. Согласно закону они сами должны проводить ревизии, проверять и ловить за руку недобросовестных управленцев. Ну кто ж захочет этим заниматься?
Косметологические салоны - еще одна сфера, где нельзя расслабляться и отключать бдительность.
Одним из фактов свежего надувательства в этой сфере поделилась молодая актюбинка. Ее мама, которую пригласили на бесплатную процедуру, вернулась домой с огромным кредитом. Ее так искусно обработали в объекте сферы услуг, обещая волшебные результаты при покупке дорогостоящей косметики и процедур, что она прямо там оформила на себя крупный кредит. Под вывеской салона красоты в Казахстане много лет успешно функционирует криминальный бизнес
Именно для этого работники этого центра просят всех посетительниц захватить с собой удостоверение личности. Как говорится, «брать клиента горяченьким». Когда до женщины дошла вся абсурдность ситуации, и она вместе с дочерью пришла предъявить претензии, было уже поздно. Доказать ничего не удалось.
Как вы поступаете, если оказываетесь в роли обманутого потребителя?
Роза, 51 год
- Я предпочитаю не связываться. Себе дороже будет, столько нервов можно на это потратить. Были, конечно, в моей жизни моменты, когда я попадалась. Но, Аллах миловал, больше по мелочи. Поэтому я предпочитаю просто забыть и не думать об этом.
Марат, 48 лет
- У меня были случаи, когда я пытался доказать что-то при оказании некачественных услуг. Один раз удалось доказать при покупке обуви, а один раз ничего не получилось, при покупке сотового телефона.
Айсулу, мама троих детей
- В таких случаях надо взвесить все «за» и «против». И принять для себя решение: либо ты откладываешь все свои дела и идешь до конца, воюешь и добиваешься своего, несмотря ни на что, либо просто говоришь «садака болсын», отпускаешь и забываешь.
Алиса Сулейменова, Актобе