По поводу того, насколько эта тема востребована в обществе, ее участники печально замечали, что представители комитета культуры почтили своим драгоценным вниманием мероприятие не более чем на 20 минут. Вот и вся культура! А скорее - махровое бескультурье.
Вектор на архаизацию
На самом деле хоть культурная политика и является для Казахстана новым и молодым понятием, по своей сути оно ничем не уступает идеологии. Просто не все разобрались с термином, а уж с его содержательной наполненностью и подавно. Даже присутствующие на конференции поначалу в этом вопросе плавали. И только выступление известнейшего в стране киноведа Гульнары Абикеевой расставило все точки над "и": "Культурная политика как явление появилось только восемь лет назад. Это идеология - и ничего другого. Почему культурная политика так тяжело адаптируется в умах людей, потому что даже цвет нации - интеллигенция не совсем четко понимает кто она, что она, куда идет и зачем вообще существует, чего хочет? Это банальнейшие вопросы, но без ответа на них люди не могут осознать себя как носителей определенной культуры, выразителей определенной политики".
Вообще-то, как стало известно из выступлений, подобная проблемой озадачены все страны СНГ. Но в отличие от Казахстана Россия уже дважды обсуждала свою культурную политику и принимала соответствующие документы. Причем в обсуждении данных документов принимала участие вся Россия - это и есть первый признак наличия в стране культурной политики. Казахстан же не имеет подобного опыта проведения культурных решений снизу вверх. Почти все программные документы, законы и прочие указания спускались в готовом виде сверху. Внизу уже давно ничего не обсуждается. И это безусловно не делает чести казахстанскому обществу.
Если взять проблему по горизонтали, то и тут можно увидеть отсутствие той самой пресловутой культурной политики. Почти все присутствующие говорили о том, что в стране наблюдается засилье западных стереотипов: они диктуют нашим людям то такое хорошо и что такое плохо. Доминанта Запада проявляется даже в таких вещах как личная жизнь и личный выбор каждого: кого любить, с кем дружить, как правильно целоваться и т.д. Восточные ценности совсем не формулируются. А если и презентуются, то очень однобоко и узко.
Можно сказать, что Казахстан, в поисках своей культурной политики серьезно застрял на архаизации. Посмотрите, что вокруг происходит? Возрождаются памятники батырам, ханам, издаются труды выдающихся людей прошлого, театры и кино обратились к постановкам крупных исторических событий. Во всем этом видится одна, безусловно, важная тема: восстановление исторического прошлого. Не понятно только почему культура должна развиваться только по этому пути? Почему больше нет альтернатив? Их действительно нет или такова культурная политика страны?!
Собравшиеся обсудить проблемы культуры недоумевали, неужели общество не хочет видеть Казахстан современным государством? Неужели с помощью возврата в прошлое можно достичь такой глобальной проблемы как вписанность страны в мировое культурное сообщество? Возврат к корням может быть лишь одним из направлений выработки культурной политики, но никак не единственным способом окультуривания страны. С вектором на архаизацию нельзя построить ничего нового!
Образ пока отсутствует
В связи с чем перед интеллигенцией страны, по мнению участников конференции. Стоит одна из первичных задач: найти образ казахской культуры, который бы стал символом страны, причем в ее нынешнем состоянии. Такого образа пока нет. В Японии таким образом считается экибана, в соседской Киргизии - одеяло-корпешка. Это сшитое из символических кусочков ткани (выдаваемых на похоронах людей) одеяло. Собранные вместе памятные лоскутки, символизирующие память об ушедших людях, снова собираются вместе в полотне и продолжают жить в настоящем. Так вот перед нашей интеллигенцией стоит задача - найти такой чудный образ, в котором бы отражались и мудрость веков, смысл происходящего, да еще и перспектива проглядывала. На худой конец можно было бы создать такие образы (если их еще не существует в истории, в культуре).
Кино: культурное и не очень
Вспомнив дедушку Ленина и его нетленные слова о том, что кино является важнейшим из искусств, кинокритик Олег Борецкий, говорил о новых критериях, которые должны предъявляться к кино, в свете проблем формировании культурной политики. "Кино - это работа с массовым сознанием, а кто у нас умеет работать с массовым сознанием и дальше… подсознанием? Чтобы эта работа оказалась успешной и полезной, экологичной - необходимо использовать главный человеческий ресурс - позитивную информацию. Кинематограф должен потрудиться на благо всего общества и в ближайшее время сформулировать те идеалы, которые обеспечат каждому человека продуктивность жизни. Собственно эти идеал давно всем знакомы: это вера в себя, творчество, целеустремленность. Но одно дело их знать, и совсем другое дело сделать на них кино… а вот создать их, материализовать в кинопродукции, оказывается сегодня для страны важнее, чем найти и выкачать нефть. Почему? Потому что идеалы, а не нефть обеспечат определенное умонастроение миллионов. Людям надо помочь избавиться от комплексов и страхов. В свое время именно кинематограф избавил США от вредной привычки курения".
Мысль о том, что до тех пор, пока в обществе будут сохраняться клише наподобие "власть порочна", "суды - продажны", " нет в жизни счастья", люди будут топтаться на месте - нашла самый широкий отклик у присутствующих. Нынешнее поколение не знает с кого им делать жизнь, где их герои? Молодые и рады бы взять пример с красавицы и красавца местного происхождения, но увы, его нет ни на страницах книг, ни на экранах телевизоров.
Между тем в России, впервые "Союз правых сил" выделил 100 тысяч долларов США на возрождение смыслового кино. Благотворительная акция прошла под девизом: "Нормальная жизнь в нормальной стране". Там люди поняли, что такое культурная политика. У нас пока нет. Именно поэтому благие призывы продвинутых людей о том, что надо создавать жизнь, придумывать мифы без крови и насилия со счастливым концом и свято верить в них, пока остаются призывами. Можно ли таки способом увеличить культуру в обществе - пока не известно. Чтобы снять хорошее кино, нужно минимум миллион долларов.
Хочу - пою, хочу - танцую: имею право!
Кто бы мог подумать, что в культурной сфере должны быть свои нормативные акты и даже законы? Однако без них никуда. В последнее время много и больно муссируется вопрос об авторских правах. Как выяснилось, культурные произведения могут сохранить и защитить только авторские права. Буквально в 1995 году премьер-министр Кажегельдин подписал инструкцию, согласно которой все нормы советского права оставались в силе. А они в свою очередь гласили, что если автора нет в живых боле 20 лет, то собранные средства (заработанные на музыке, картинах, кино, песнях) должны перейти в бюджет государства. Однако буквально через год в законе " Об авторском праве" было записано новое положение: авторское право должно было перейти в общественное достояние. А произведения могут свободно использоваться без выплаты авторского вознаграждения (конечно, если автора давно нет в живых). Однако руководители концертных и театральных трупп остаются малограмотными людьми с них продолжают взыскивать средства. А с некоторыми умудряются даже судиться.
У союзов актеров, кинематографистов - тоже есть права. Но люди не пользуются ими. Исаак Иванович Попов - дока в вопросах авторского права, возмущенно говорил о том, что в последнее время не было ни одного суда по авторским правам. Хотя поводов у обществ было предостаточно.
Солянка
В работе конференции приняли участие духовники, неправительственные организации в лице всевозможных "культурных" фондов, представители государственных учреждений, библиотек, СМИ. Все они говорили о той посильной лепте, которую вносят их структуры в общую культуру страны. Но каждый из них вынужден был признать, что ни одним из их благих мероприятий нельзя решить большие проблемы страны. Нужна культурная политика.
При этом культурные люди вынуждены были признать, что они пока не знают, с чего начинать строить эту политику, но сильно хотят, чтобы она началась с формирования всем известного афоризма Говорухина: "Меня не волнует, как жить нельзя! Меня волнует - как надо жить". Они уверены, что переориентация общества на позитивное мышление станет первым прочным кирпичиком в нашей новой культурной политике.