Как на самом деле выглядел Айтеке би

До сегодняшнего дня считалось, что изображений одного из самых известных казахских биев в истории не сохранилось.

Испанец запечатлел образ казахского бия

Айтеке би – главный би Младшего жуза, государственный деятель, талантливый дипломат, владел несколькими восточными языками, ратовал за объединение казахских земель, боролся против джунгар, являлся одним из составителей свода законов “Жеті жарғы”, был советником Тауке-хана. Фигура в истории известная и значимая, сегодня его именем названы улицы в разных городах Казахстана, в том числе в самом центре Алматы. Безусловно, как выглядела личность такого масштаба, хотелось бы знать всем и наверняка.

Антропологи Оразак и Айнагуль Исмагуловы провели сравнение между малоизвестным портретом Айтеке би, написанным 300 лет назад, и реконструкцией черепа, выполненной в 2006-м.

В начале этого года ученым попал в руки сборник “Жалантос Бахадур – историческая личность” (Алматы, 2018), где была опубликована статья Отегена Койшиева об Айтеке би вместе с изображением последнего. Койшиев, специалист по казахской исторической хронике, написал несколько статей на тему “Каков настоящий образ Айтеке би?”, начиная с 1998 года. Именно он первым явил публике этот ранее неизвестный портрет прославленного бия кисти испанского художника.

– В последней публикации Отеген Койшиев был огорчен тем, что за 20 лет никто не обратил внимания на новое изображение Айтеке би, – говорит академик НАН РК, член корреспондент Болонской академии наук Оразак ИСМАГУЛОВ. – Для Койшиева было досадно, что новый портрет никто не пытался изучить, лишь малое количество авторов ограничивалось тем, что под изображением указывали “рисовал такой-то”. Койшиев не упоминает, как этот рисунок дошел до наших дней. Сам автор материалов ушел из жизни в прошлом году, поэтому невозможно доподлинно узнать, откуда он у него. Но в статье автор приводит следующие данные: испанский художник Хуан Харис при жизни запечатлел Айтеке би – в 1698 году. В это можно поверить. С того времени прошло 300 лет. И непонятно, где эта картина находилась все это время – в Испании либо в Казахстане, как она сохранилась и как дошла до автора. Единственный неясный момент в его статье – это то, что Койшиев указывает период написания портрета в эпоху правления Амира Тимура, по случаю окончания некоего международного события. Но, как известно, Амир Тимур жил в ХIV веке, а художник нарисовал портрет в ХVII веке. Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности

Как похожи!

У антропологов, впервые познакомившихся с этой уникальной картиной, к тому времени уже были данные по костному материалу, с которым они работали ранее, в том числе – восстановленный череп исторической личности. Поэтому с их стороны желание сравнить художественный портрет и антропологический бюст было закономерным.

– Есть современная могила Айтеке би на кладбище в городе Нурата, на территории современного Узбекистана, где, согласно устным преданиям, его захоронили. Письменных подтверждений этому нет, но и легенда, и священнослужители утверждают, что там лежит именно Айтеке би, – продолжает Оразак Исмагулович. – В 2005 году мы исследовали останки из этой могилы, а череп отдали в лабораторию антропологической реконструкции М. М. Герасимова в Москве на реконструкцию.

Ученые пришли к выводу, что бюст, реконструированный по черепу, и портрет дополняют друг друга и дают основания считать, что изображен один и тот же человек, то есть Айтеке би.

– Мы сталкиваемся с выражением лица в портрете и бюсте одного и того же человека. Хотя они были сделаны независимо друг от друга с интервалом в 300 лет, – продолжает Оразак Исмагулов. – Художник, рисуя портрет человека, составляет образ, опираясь на такие факторы, как пол, возраст, определенные черты лица, характер. Образ человека антропологического восстановления по черепу основывается на других показателях. В частности, на основании соотношения костного рельефа лица и мягких тканей. Поэтому в антропологии выражение лица, его оттенки рисуются только нейтрально, а не в общих чертах. Учитывая это, давайте дадим сравнительные определения для художественного портрета и антропологического бюста. Для этого нужно посмотреть два изображения в одной шкале размеров и сравнить их.


Бюст, сделанный казахстанскими антропологами по выявленному черепу в Узбекистане на кладбище Нурата, в 2005–2006 гг.

Одним из основных отличий является период времени, прошедший между возрастом, когда был нарисован портрет, и временем смерти Айтеке би. В этом смысле между двумя изображениями есть небольшая разница.

Главное, что эти два изображения взаимосвязаны и имеют общность. Никто не может отрицать, что их основной морфологической структурой является единая тураноидная раса, которая типична для казахов сегодня.

На обеих картинах нет разницы в высоте и ширине лица. Носовая перегородка также похожа. Что касается плоскости лицевых костей, то горизонтальный угол находится на одном уровне. В двух изображениях больше сходства, чем расхождений. Итак, можно сказать, что антропологически восстановленный бюст и нарисованный художником портрет имеют лицо, которое принадлежит одному человеку – Айтеке би.

В заключение хочется добавить, что пришло время избавиться от вымышленных изображений Айтеке би и мы должны руководствоваться только одним портретом, нарисованным испанским художником.

Алматы