Выводы неожиданные. Особенно учитывая, что исторически мещан среди казахов почти не встречалось. Даже понятия такого не было. Об этом говорит директор общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира ИЛЕУОВА:
– В книге Алмы Султангалиевой "Город и люди" приводятся данные по принадлежности недвижимого имущества в Верном в 1892 году. В этом списке лиц, распределенных по званиям и сословиям, есть "иногородние мещане", "русские мещане", "татары-мещане" и просто "киргизы" (то есть казахи). Очевидно, что на тот момент среди казахов не было мещан как сословия, – рассказывает Гульмира Илеуова. – Мы словно бы проскочили этот этап развития в капитализме, когда были мещане, и вот теперь этот этап к нам вернулся.
По мнению Илеуовой, в настоящее время мещане – это наиболее массовый, "базовый" слой общества. Он, с одной стороны, предтеча среднего класса, а с другой – шире его.
При этом казахстанские ученые до сих пор ведут дискуссии о природе среднего класса в Казахстане. Но ни посчитать, ни выделить его по каким-либо отчетливым параметрам так и не смогли.
– Когда я делала анализ данных по теме, каков социальный запрос общества в Казахстане, обнаружила, что за последние 10 лет произошла определенная унификация интересов значительной части казахстанцев в экономической, социальной, внутри- и внешнеполитической, духовной сферах. Это позволило вслед за известным российским социологом Татьяной Заславской сделать вывод о формировании в стране "базового слоя общества". По мнению Заславской, "базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. К нему относится основная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства". Можно назвать их мещанами или мелкобуржуазной средой, как хотите, но они сегодня определяют социальное самочувствие Казахстана.
И это почти 65 процентов населения!
– По какому признаку вы их все-таки объединили?
– Говоря о современных мещанах Казахстана, я имею в виду массовый слой, прежде всего мелких собственников, ремесленников. Их основной приоритет – потребление, а для этого – создание материальных, экономических основ безбедного (в их представлении) существования. Мещан можно видеть повсюду – и в городах, и в селах, но особенно наглядно процесс формирования мещанства мы можем наблюдать в рамках развертывания процесса урбанизации в РК: в города, заселяя вначале пригороды, потом спальные районы, стекаются люди, которые хотят "подняться" из бедности. Достигнув определенного, "как у всех", жизненного уровня, они хотели бы зафиксировать, законсервировать условия, которые позволили им достичь успеха. Отсюда их отношение к политике: они не хотели бы ничего менять.
– Почему же такие разные люди объединились в одну группу?
– Потому что они работают в основном на себя, видят свой интерес во всем. Они достигают определенного статуса кво и уже не хотят резких изменений в своей жизни. Но статус кво для каждого свой. Для мигрантов из сел, например, переселение в Алматы, квартирка в нижней части города – это уже достижение. Другие имеют работу, квартиру, дачу, машину и кое-что еще. И когда эти люди достигают своей цели, то готовы поддерживать систему, которая позволила им добиться этого. Хотя и считают, что ничем никому не обязаны, сами всего добились.
– Согласно вашим исследованиям, около 25 процентов казахстанцев хотят перемен. На кого в конечном итоге ориентируются общество, власть?
– Побеждает обычно большинство. Меньшинство же еще нужно изучить, какое оно и каких перемен хочет. Желать кардинальных изменений любой ценой – это явно аутсайдерская позиция в нашей стране.
И потому при опросах необходимость решения проблем социально-экономического плана всегда на первых местах, а демократия, права человека, свобода слова и прочие свободы – на последнем.
По мнению Гульмиры Илеуовой, главным признаком слоя мещан является не доход, а уровень потребления. Именно поэтому трудно избавиться от коррупции:
– Потреблять так же, как другие, – это критерий большинства мещан. И поэтому у тебя не спрашивают: откуда деньги? Поэтому не грех и воровать. Прилично завидовать, хотеть такую же, как у соседа, машину, квартиру, стиральную машину... Потребление формируется за счет массовой культуры, обусловлено наличием большого количества супермаркетов, торговых центров, базаров. Считаю, что одной из причин массовой коррупции, особенно в низовом звене госаппарата, также является желание потребления. Они тоже хотят жить так же, как и те, кто сидит повыше. А потому тоже берут взятки и стараются жить, "как все". И эта психология заразительна!
– Одной из самых крупных социальных групп в нашей стране можно назвать самозанятых, коих насчитывается почти 3 миллиона человек. Они тоже входят в группу мещан?
– Как я уже говорила, мещане – это очень разнородная группа, в которую входят и те, кто имеет официальный доход, и те, кто официально не делает налоговых отчислений. Среди них и 2,5 миллиона самозанятых, большинство которых сельские жители. Но есть они и в городах. Это почти вся сфера услуг, торговли, таксисты, журналисты и даже политологи. И это большой слой населения, который выживает сам по себе. Для них резкое изменение социально-экономических условий может привести к непредсказуемым последствиям, и прежде всего к изменениям в их налаженной жизни. Но также и государство, которое захочет как-то резко "навести порядок", изменив социальные условия, может получить значительные проблемы. Хочу, чтобы меня правильно поняли: я не призываю что-то делать с этим слоем. Он – наша данность и, как уже говорила, основа социальной стабильности. Но жизнь учит, что любое состояние не может быть вечным, каким бы комфортным на данный момент оно ни было. Есть разные обстоятельства, в том числе и привнесенные извне, например, те же мировые экономические кризисы.
– Ваши коллеги недавно презентовали книгу о молодежи "Коктейль Молотова", в которой предупреждают общество, что нужно обратить внимание на поколение от 15 до 29 лет. Как, по-вашему, проявляется наша молодежь?
– Мы с моими коллегами по "Стратегии" считаем, что наша молодежь – обычная. В ней ничего такого сверхординарного и уж тем более криминально опасного нет. Она в достаточной степени пассионарна и так же пассивна. И я не вижу, чтобы молодежь сильно отличалась от других поколений. Более того, мы по результатам многочисленных опросов на самые разные темы пришли к выводу, что наша молодежь по поведению и настроению больше совпадает с поколением их бабушек и дедушек, нежели родителей. Это странный феномен. Получается, они признают правила игры, в том числе и коррупционные, и хотят просто встроиться в эту систему координат, потому действуют через родителей, семью или через связи. Более того, все чаще от молодых можно услышать: а при СССР были гарантированное бесплатное образование, медицина, трудоустройство. И это не мы, их родители, им рассказали, а их бабушки и дедушки. Такая вот преемственность поколений…