Ведь ради победы в тендере компании до предела снижают цены, а это вынуждает их экономить в дальнейшем при выполнении работ. Такая практика приводит к снижению качества строительства и реконструкции объектов. В результате новые дома сдаются с недоделками, которые дают о себе знать уже в первый год после ввода в эксплуатацию. Но есть еще одна проблема – это система расчетов заказчика и подрядчика, которая приводит к очень долгим срокам выполнения заказа.
Контракт дороже денег
Сегодня весь Казахстан представляет собой неприглядное зрелище. Практически в каждом областном центре – перекопанные улицы, тротуары и парки. Разрытые траншеи, застывшая техника, отсутствие рабочих – зачастую именно такую картину наблюдаешь на центральных улицах и окраинах, во дворах микрорайонов и в самом центре. Тараз в этом плане не исключение. Здесь трубы могут прокладывать месяцами, а дороги ремонтируют годами.
Социальные сети буквально кишат комментариями о том, как строители раскопали землю и исчезли. Недавно представителей подрядной организации горожане спросили: “А в чем, собственно, дело? Где ваши люди, ваша техника?”. Последовал уже знакомый ответ: мы ждем трубы из России, у них много заказов, и они не успевают производить! На вопрос о том, почему же нельзя купить трубы на другом заводе, последовал ответ: мол, контракт уже заключен именно с этой фирмой!
Ау, заказчики!
Как правило, подрядчики возвращаются на объект через месяц-два, а то и более. И дело здесь может быть не только в отсутствии труб.
– Скорее всего, большинство казахстанских компаний испытывают проблемы другого рода – это отсутствие оборотных средств, – рассказывает строитель со стажем, прораб Нуралы АБДУАЛЫ. – И тут у них вся надежда на… акимат, который должен перечислить деньги. Механизм госзакупок сегодня таков, что государство оплачивает подрядчику 30-процентный аванс, который быстро расходуется. А дальше средства выделяются только по факту объемов выполненных работ. Допустим, сегодня компания, которая выиграла проект по модернизации коммунальной системы, взялась за раскопку земли, чтобы дойти до труб. Получили аванс, потратились на первую часть работ. Раскопали траншеи, и… всё! Теперь они ждут подписания актов по выполненному объему, чтобы получить еще деньги от заказчика. Полагая, что именно на эти поступившие средства они и закупят трубы и, может быть, погасят еще задолженность по заработной плате, налогам и так далее. Но в том-то и дело, что деньги сразу не поступают – то акт не подписывают чиновники, то казначейство не утверждает, то вообще бухгалтер у заказчика в отпуске! И процесс поступления средств может затянуться на месяцы.
Все гениальное – просто!
В идеале генеральный подрядчик должен обладать крепкой материально-технической базой и достаточными финансовыми ресурсами.
– Но если технику и людские ресурсы можно приписать себе договорами аренды, то как быть с деньгами? В условиях конкурсов нет такого пункта – чтобы свободный объем финансовых средств составлял 20–30 миллионов тенге. Но ведь зачастую речь идет о проектах на сотни миллионов или миллиарды тенге! А выигрывают компании, которые только вчера получили лицензию СМР и которые фактически ни копейки не имеют на счету.
Получается, что тендеры зачастую выигрывают предприятия без крепкой материально-технической базы и необходимых финансовых ресурсов. Их тактика – вложиться вначале минимально, дождаться акиматовских авансов и траншей и на эти деньги выполнить госзаказ. Все гениальное – просто!
– Когда на объектах гостендеров будут работать квалифицированные специалисты и подрядные организации, тогда и будет хорошее качество. Другой вопрос – как удается компаниям получить лицензию на СМР, если они не имеют в собственности дорожной техники, промбазы, квалифицированных специалистов? Мы удивляемся, почему государственные деньги тратят нерационально, почему плохое качество строительных материалов. Очень много промахов, что и приводит к плохому качеству ремонта дорог и улиц в Таразе. Пример тому – средний ремонт тротуара на улице Жуанышева. Здесь до сих пор улица имеет неприглядный вид, мы дышим пылью. А ведь работы начали еще 8 мая этого года! – говорит специалист строительной сферы Тамара БАТЧА.
Эй, вы, там, наверху!
Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают внести качественные изменения в процесс госзакупок в части наличия у строительных компаний финансовых гарантий, использовав при этом опыт некоторых западных стран. Там государство или частные компании выплачивают подрядчикам деньги только один раз – когда объект сдан под ключ. В результате мосты и здания строят и реконструируют корпорации, для которых вложение в проект нескольких миллионов долларов или евро – не проблема. И подрядчики там заинтересованы как можно быстрее сдать объект, чтобы быстрее заработать.
– Почему бы нам не пойти по такому пути? Компания, желающая участвовать в тендере, должна предъявлять финансовые гарантии о наличии средств в достаточном объеме, в зависимости от суммы договора с заказчиком, – считают эксперты.
Банковские гарантии в нынешнем виде тут вряд ли помогут – ведь банк фактически не выдает средства подрядчикам для ускорения работ. В лучшем случае – кредит, который из-за высокой стоимости не пользуется спросом.
В таком случае все сомнительные ТОО, открытые на подставных лиц для извлечения прибыли и не имеющие средств, сами отсеются. Иначе в городах так и будут месяцами зиять ямы и лежать кучи глины и камней, а многоэтажные дома продолжат трещать по швам. Люди подолгу будут изнывать от пыли, перекрытых дорог и тротуаров. Откуда руки растут?
Образно говоря, сегодня сложилась такая ситуация, когда подрядчик ждет от государства денег, чтобы потом купить трубы, плиты и другие стройматериалы.
– А должно быть наоборот, по классике: утром трубы – вечером деньги, – резюмирует собеседник.
Может быть, чиновникам просто выгодно работать с мелкими компаниями. Иначе как объяснить разрытые улицы, тротуары и парки?
Перекопанные дороги, тротуары, дворы, до которых месяцами никому нет дела, – следствие сложившейся системы госзакупок.
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ