Как массовые протесты в Беларуси повлияют на отношения с Казахстаном - эксперты

Как сообщают СМИ, 9 августа в Беларуси состоялись выборы, за которыми наблюдали чуть ли не во всех странах Евразии. По итогам голосования действующий президент Беларуси Александр Лукашенко набрал 80 процентов голосов избирателей. 

По данным ЦИК, его главный оппонент Светлана Тихановская набрала 10,09 процента голосов. При этом в штабе Тихановской заявили, что не признают результаты ЦИК, отметив, что данные с участков во всех районах республики показывают, что она набрала 70-80 процентов.

После оглашения результатов практически всю страну охватили протесты и демонстрации. Когда митинги начали разгораться, в республике стали глушить Интернет и мобильную связь. Точечно отключалось городское уличное освещение. Также наблюдались весьма жесткие действия со стороны силовиков. Применялись светошумовые гранаты и резиновые пули против протестующих. Недавно сообщили о первых погибших в результате таких столкновений. 

На сегодняшний день массовые протесты в стране продолжаются, а недовольство граждан действиями властей только нарастает. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с экспертами из разных стран СНГ и задал им следующие вопросы:

1.  Как вам кажется, можно ли считать выборы в Беларуси легитимными и необходимо ли провести повторное голосование?

2. Могут ли протесты, которыми сейчас охвачена Беларусь, привести к отставке Лукашенко или к другим изменениям в стране?

3. Как вам кажется, могут ли эти события повлиять на отношения Беларуси и Казахстана? Возможно ли, что они претерпят какие-либо изменения в связи с неоднозначной ситуацией в стране?

Сырым ИТКУЛОВ, казахстанский политолог

1. Повторные выборы – это идеализированная картина. Не только в Беларуси, но и в других странах, которые сталкиваются с такими нарушениями на выборах, необходимо проводить повторное голосование, второй тур, но надо быть реалистом и понимать, что сейчас это невозможно. По-хорошему необходимо делать перерасчет голосов с международными наблюдателями.

2. Эти события были как «холодный душ» для власти. Они ожидали таких же выборов, как раньше, «как праздник» - выразился Лукашенко, но ситуация уже другая. Как бы Лукашенко не продавливал эти митинги, не арестовывал самых активных, все равно это последует как большой сигнал к дальнейшим реформам – экономическим, социально-политическим и так далее. Задачи, которые раньше уходили на второй план, теперь могут выйти вперед.

Оппозиционно настроенная часть народа дает понять, что теперь будет пристально бдить за каждым решением Лукашенко и без шагов к изменению уровня жизни сидеть уже не получится. Следующий срок Лукашенко будет гораздо более напряженный, отставки его, конечно, добиться не получится, но народ будет к президенту более требователен. Скорее всего, этот период правления станет даже более обостренным, чем в 90-е годы.

Он должен понять влияние времени и удовлетворить определенные потребности граждан, чтобы снизить социальный накал: экономические реформы, поднятие зарплат и прочие шаги. Думаю, этого стоит ожидать после выборов.

3. Нет, я думаю, что никаких значимых изменений не последует, потому что у нас сохраняются тесные экономические связи. Плюс это еще один показатель того, что между странами нет никаких конфликтов и недомолвок. Раньше между странами были кое-какие недопонимания через призму России, но сейчас такой негативной активности не наблюдается.

Игорь ШЕСТАКОВ, кыргызский политолог

1. На сегодняшний день мы обладаем мизерной информацией по тому, как проходили выборы. Здесь власть однозначно проиграла информационную войну, поскольку в соцсетях и тех же российских медиа доминирует точка зрения оппонентов Лукашенко. И в основном речь идет о массовых нарушениях, которые были во время голосования, и что Тихановская могла выиграть выборы. Власть дала только скудную информация о количестве проголосовавших, и не было того же широкого освещения процесса голосования в белорусских медиа.

Если бы участвовали все кандидаты, которые выступали против Лукашенко, картина была бы более объективной и понятной. У меня до сих пор возникают вопросы, зачем это все нужно было самому Лукашенко. Понятно, что у него в общем-то рейтинг, наверное, неплохой, но он стал заложником тех политтехнологий, которые сделали его чиновники. Неужели все было так плохо, чтобы закрывать кандидатов, которые мало на что претендовали и не представляли системную оппозицию?!

Судя по тому, что сейчас происходит в Беларуси, у Лукашенко не 80 процентов голосов, это однозначно. Также мы не видели ни одного митинга в поддержку Лукашенко. Люди в основном скандируют «уходи». Поэтому я думаю, что электорат Тихановской – это не ее электорат, а те люди, которые просто не хотят видеть Лукашенко во власти. Не случайно у Тихановской был посыл не для того, чтобы править страной, а для того, чтобы проводить повторные выборы. Вероятнее всего, Лукашенко не доработает свой нынешний срок, и в стране вновь будут объявлены досрочные выборы.

2. Многое зависит от того, насколько системна оппозиция для того, чтобы митинги, которые проходят сегодня, привели к его отставке. Оппозиции, как таковой, в Беларуси нет. Ее не надо сравнивать с той же Украиной, где происходила буржуазная революция в 2014 году. С Кыргызстаном ситуация также различается, так как у режима Бакаева и Акаева были оппоненты, которые системно занимались политической борьбой, а у Лукашенко системных оппонентов нет. Поскольку режим достаточно жестко действовал по отношению к оппонентам все эти годы.

Но при этом режим допустил ту ошибку, которую нельзя было не совершить. Лукашенко все замкнул на себе, и долгое время у него это достаточно успешно получалось, поскольку ему удалось сохранить и нарастить аграрно-промышленный потенциал страны. Также он не сформировал олигархическую элиту, все находится в руках государства и под жестким контролем его структур, в том числе экономические процессы. Поэтому оппонентов из финансово-промышленных групп у Лукашенко сегодня нет.

Учитывая, что зависимость президента Беларуси будет все больше от силовых структур, на штыках которых он сейчас и будет держаться у власти, я не исключаю, что будет «бархатный госпереворот», и к власти придут силовики, а Лукашенко под гарантией своей безопасности передаст власть мирным путем.

3. Насколько я знаю, отношения между Нур-Султаном и Минском достаточно конструктивно развиваются, особенно в торгово-экономическом плане. Страны являются партнерами в рамках Евразийского союза, ОДКБ и СНГ. Поэтому не думаю, что со сменой режима Лукашенко отношения пойдут на убыль. В любом случае для двух стран отношения носят взаимовыгодный характер. Кроме того, Беларусь может представлять интерес для Казахстана как транзитная страна по экспорту товаров в страны Евразийского союза.

Другое дело, что политический кризис, конечно, будет влиять на то, что происходит сейчас в Беларуси, особенно на экономическую составляющую, так как ни одни митинги еще не были драйвером экономического развития. Подобные события в первую очередь бьют по экономическому потенциалу страны. А учитывая, что это совпало с пандемией, торгово-экономические отношения Беларуси в целом будут иметь более низкий характер. Но позиция руководства Казахстана ориентирована на сохранение и развитие тех связей с постсоветскими республиками, которые сейчас установлены. Казахстан уже давно демонстрирует, что не вмешивается во внутриполитические дела стран-партнеров, поэтому отношения не претерпят негативных изменений.

Георгий ФЕДОРОВ, российский политолог

1. Сложно судить о честности и прозрачности выборов в Беларуси. В этом году международное наблюдение за процессом голосования в республике было ограничено. Не было официальной делегации из России. Могу предположить, что Александр Лукашенко действительно одержал победу, набрав большинство голосов. Но это не исключает тот факт, что политическое поле накануне выборов было очень сильно зачищено, а ряд оппозиционных кандидатов оказался под следствием. Вопрос в другом. Результаты выборов уже не интересуют ни оппозицию, ни протестующих, ни саму власть. Ситуация развивается совершенно по другим законам.

2. Да, безусловно, могут. Политическая система в республике на грани слома. Протестующие действуют скоординированно, увеличивая численность и расширяя географию протестных акций. Все это ведет к перегрузке ресурсов белорусских органов правопорядка. Очень скоро система не сможет справляться с подавлением беспорядков в стране. Если к протесту добавится забастовка на белорусских предприятиях, боюсь, Александр Лукашенко не удержится на своем посту. Дальнейшие изменения будут зависеть от сил, которые придут к власти.

3. Все зависит от будущей власти в республике, если действующая политическая власть в лице Лукашенко не справится с протестом. Не исключаю, что политика РБ на постсоветском пространстве может изменить свой вектор. Под угрозой могут оказаться не только интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС и ЕАЭС, которые активно поддерживает действующее политическое руководство республики, но и отношения с нынешними союзниками, Россией и Казахстаном в частности.