Как магазин добра выжил в пандемию и причем здесь экология

Ничего стыдного

Улыбчивый Даулет в эту пору – и швец, и жнец: продавец, накопив деньги на поездку, уехала отдыхать, и мужчина сам встал за прилавок. Во время нашей беседы дверь магазина не закрывается: приходят целыми семьями в поисках добротной одежды, обуви, игрушек.

– У нас в эти праздничные дни акция действует – можно выложить приобретенное в соцсетях и получить 50 процентов скидки. Но некоторые клиенты стесняются, говорят, что стыдно такое выкладывать на всеобщее обозрение. Хотя ничего стыдного в этом я не вижу – благодаря социальным сетям о нас узнает больше нуждающихся людей, – рассказывает Даулет.

В магазине добра любую вещь – будь то новенькая куртка, дубленка или обувь, или бывшие в употреблении, но сохранившие вид и качество платья, рубашки – можно приобрести на сумму от 100 до 5 тысяч тенге.

– Я попросил супругу Асемгуль оставить работу бухгалтера, чтобы сосредоточиться на магазине. Бывает, приходят люди недовольные, мол, почему продаешь то, что тебе бесплатно принесли другие люди или фонды. Словно не понимают, что на аренду, содержание магазинов, хранение вещей на складах, заработную плату продавцам нужны средства. И на помощь семьям, которых в нашей базе более 300, – делится с нами хозяин магазина, которому удалось выжить в сложные карантинные времена, в отличие от многих коллег по цеху добра – многие магазины в столице не выдержали испытания пандемией и закрылись.

Вторая жизнь старых вещей

В магазине стараются дать вторую жизнь любой вещи, принесенной неравнодушными жителями, – что-то отдают на реставрацию, перешивают, а в совсем безнадежных случаях отправляют на “смену профиля”.

– Друг нашего магазина Анна из старых шерстяных кофт, не пригодных к носке, создала отличные сумки. Вот, получили первые экземпляры, – с этими словами Даулет демонстрирует восхитительную работу швеи, у которой инвалидность III группы и которая не взяла ни тиына за работу. – Аня сказала, что пусть доходы от продажи сумок пойдут на развитие благотворительности.

А еще Даулет и его команда отправляют отжившие свое вещи на СТО, мойки – там всегда нужны тряпки для работы.

– Начали принимать макулатуру и пластик. Сдаем бутылки, на вырученные деньги закупили подопечным детям новогодние кульки, – рассказывает предприниматель.

Кстати, раньше Даулет и единомышленники оказывали помощь на постоянной основе. Теперь переходят к единоразовым акциям.

– Было и такое, что переступаем порог с пакетами, а нам в лицо возмущенные комментарии: “Зачем макароны привезли? У нас их и так много, лучше бы мяса дали!”... Или слышали такое: “Вот вы тем помогли, а мне не помогли”… Бывают, продавцы не выдерживают, а однажды из магазина украли пакет с отложенными вещами!

Есть семьи, которые любой, даже малой помощи рады, за посуду так благодарят, словно мы им лошадь подарили... Вот такие люди и вдохновляют нас оставаться в этом деле. И теперь на оставшиеся от работы магазинов деньги хотим открыть новые магазины добра. А еще надеемся направлять средства на операции тяжелобольным детям.

Подлинные ценности

В планах Даулета – установить ящики для вещей близ жилых комплексов и в торговых центрах.

– Спонсор обещал нам заказать 10 таких контейнеров. Ждем, – говорит мужчина.

Круг тех, кто поддерживает магазины добра, медленно, но растет. Например, Евгений – обычный строитель, хотел бы научить детей из малообеспеченных семей игре на гитаре.

– Для Евгения, Анны и других наших друзей мы бы хотели организовать консультации, научить азам предпринимательства. Чтобы через 5 лет они уже сами начали помогать, а Аня могла открыть швейный цех, – посвящает нас в свои намерения Даулет.

– Также мы бы хотели помогать приютам с животными, – рассказывает Даулет. А на прощание владелец территории добра обратился к казахстанцам:

– Вы можете значительно сэкономить на одежде, зато закроете долги, кредиты, больше продуктов купите. Лучше перебороть ложный стыд и накопить на жилье. А бренды – это всего лишь мишура. Настоящие ценности – иные.

А еще наш собеседник поделился, что мечтает открыть в стране в течение 3 лет завод по переработке вещей.

– Это будет наш вклад в экологию. Вот сейчас, например, старую обувь мы не можем отремонтировать (мастера не берутся работать бесплатно), выбрасываем. И она будет лежать на свалках… А как было бы здорово запустить фабрику по переработке вещей, как один известный бренд, и создавать новое из старого, и беречь окружающую среду, – поделился надеждами Даулет.

НУР-СУЛТАН