Вспомнить всё
Проведенная в СССР в годы Великой Отечественной войны массовая эвакуация населения была беспрецедентной в истории стран и народов как по своим масштабам, так и по условиям, в которых она проводилась. В учебниках истории пишут, что в Казахскую ССР было эвакуировано свыше двух миллионов человек и более 140 промышленных предприятий.
В Алма-Ате было развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений.
Массовое, внезапное и неподготовленное переселение породило множество проблем. В первую очередь – бытовых.
– Нам очень хочется самим окунуться в ту эпоху и понять, что давало людям силу пережить все эти трудности, – говорит Фархат Шарипов.
Кстати, о режиссере. Он 8 лет назад буквально ворвался на экраны страны с картиной о современной молодежи “Сказ о розовом зайце”. Его (в ту пору 26-летнего) и других кинематографических юношей того времени, а ныне именитых режиссеров – Адильхана Ержанова, Ахата Ибраева, Жасулана Пошанова, Талгата Бектурсынова, Серика Абишева, Канагата Мустафина и Эмира Байгазина – специалисты-киноведы называли очередной новой волной казахстанского кино. Они считали, что первые полнометражные картины молодых определят будущие наши тенденции. Убежище для знаменитостей
Что касается “Сказа о розовом зайце”, то эта лента, по мнению специалистов, дав ощутимый толчок развитию нашего кино, стала этапной в истории отечественного кинематографа.
К слову, именно в этой картине дебютировал “шал всех времен и народов”, непрофессиональный актер Ерболат Тогузаков (гастарбайтер Кайрат). После “Розового зайца” журналисты долго называли его “мистер Обаяние”.
Парнишка увидел, снял и… победил
В те годы еще считалось, что режиссер – возрастная профессия. Фархат стал одним из первых, кто опроверг это. По его мнению, главное – быть в теме, жить ею.
– Почему бы парню, который знает все или почти все о жизни в этой стране, не снимать фильмы? – говорил в ту пору один из самых молодых казахстанских режиссеров. – Он будет искренен, и зритель его поймет. Подростком я убегал из дома, потом меня отчисляли из академии имени Жургенова. Сейчас даже и не хочу вспоминать за что. Почему это случалось со мной?
Потому что мне повезло родиться на стыке веков. Я успел увидеть беспредел на улицах Алматы 90-х годов. Алкоголь был тогда в свободном доступе, а еще были неформальные объединения, рок-н-ролл, незавершенные стройки, подвалы…
В общем, своим родителям я доставил довольно много забот и хлопот. Дело доходило до того, что туда, где я с друзьями устраивал дебоши, милиция приезжала в бронежилетах и касках. К счастью, я был отличником и через полгода раздумий и глубокого раскаяния вернулся в академию искусств, где меня с распростертыми объятиями ждали педагоги. Взялся за ум и даже, как говорят, снял неплохую картину, но до сих пор, признаться, не чувствую себя взрослым.
Меня спасает то, что уж если чего-то захочу, то обязательно получу это. Наверное, это уже характер. Когда нет цели, жить скучно…
И вот теперь Фархат Шарипов снимает “взрослое” кино о серьезных событиях в жизни нашей страны. Что примечательно, художником-постановщиком “Эвакуации” является Сабит Курманбеков – один из лучших кинематографистов-профессионалов страны в этой сфере. Вкупе с режиссерским потенциалом Фархата это дает надежду на хорошее кино. Напомним: недавно Курманбеков громко заявил о себе и как режиссер-постановщик картины “Оралман”, обласканной многими престижными кинофестивалями мира.
Сабит отметил, что 80 процентов съемок пройдут в Алматы.
– Старые объекты исчезают, их в нашем городе все меньше и меньше. В районе Алматы-1 мы нашли подходящее место, где с 1 ноября и начались съемки, – сообщил он.
На главные роли в картину приглашены актеры русского и казахского театров: Наталья Витмер, Евдокия Бобрик, Екатерина Балакши, Виталий Багрянцев, а также Алтынай Ногербек и Исбек Абильмажинов.