Как люди оценивают акима Карагандинской области

Мечты и действительность

Вступая в должность акима Карагандинской области осенью 2019 года, экс-заместитель премьер-министра Казахстана Женис Касымбек наверняка не представлял, насколько трудна будет эта служба. Возможно, с высоты министерских трибун работа “в поле” представляется более примитивной: бастык придет, глянет опытным глазом, оценит обстановку, построит подчиненных, скажет: “Надо!” – и те ответят: “Есть!”. Возьмут под козырек и побегут выполнять распоряжение.

Не беремся утверждать, может, где-то на просторах нашей родины и есть регионы, где работа строится именно так, но Карагандинская область к ним точно не относится. И Женису Касымбеку в процессе работы пришлось на своем горьком опыте в этом убедиться.

В сентябре 2019 года, сразу после вступления в должность, Женис Махмудович выявил наиболее болевые точки областного центра. В их число вошли: проблемы с вывозом мусора и со сдачей в эксплуатацию областной детской больницы. Ну и, конечно же, традиционное строительство, а также капитальный и средний ремонт автодорог. Сразу оговоримся: каждая из этих проблем – не какая-то там “однодневка”, имеет свою долгую историю и массу попыток предыдущих акимов решить их не мытьем, так катаньем. Но молодой и энергичный аким не испугался фиаско своих предшественников и смело поручил подчиненным решить каждую из них. Да не когда-нибудь, а в ближайший же год.

Не будем мусорить, да?

Понятно, что звание “мусорной столицы Казахстана”, как окрестили в Интернете Караганду, не могло не резануть по самолюбию молодого главы региона. Видимо, именно поэтому активный пользователь соцсетей Женис Касымбек на одном из первых своих совещаний поинтересовался: сколько мусорных полигонов вокруг Караганды и почему от карагандинцев поступает так много жалоб на плохое качество вывоза мусора в областном центре? Аким города, коим тогда был еще Нурлан Аубакиров, поспешил заверить, что всему виной низкий тариф на вывоз мусора, который влечет за собой нехватку техники и кадров.

– Нужно разобраться в ситуации, – нахмурив бровь, поручил Женис Касымбек. – По этому вопросу проведем отдельную встречу. Необходимо проанализировать, где есть возможности экономии. Услугодатели должны обновлять технику и платить нормальную зарплату своим рабочим. Если завтра некому будет убирать мусор, возникнет большая напряженность.

Прошло полтора года, и вопрос о повышении тарифов за вывоз мусора был вынесен услугодателями на суд общественности. Этой весной депутаты Карагандинского городского маслихата на внеочередной сессии утвердили новые тарифы на вывоз мусора. Согласно им, с жителей многоэтажек было решено взимать 380 тенге с человека вместо 221 тенге. Для обитателей частного сектора плата стала еще выше – 410 тенге, до этого платили 284.

Все 3 услугодателя – ТОО “ГорКомТранс”, “Ресайклинг” и “ЭкоАлем Казахстан”, божились, что с новым тарифом станут лучше работать, обновят спецтехнику, завершат строительство 15 мусоросборных пунктов, ликвидируют более 20 несанкционированных свалок и, конечно же, повысят заработную плату водителям мусоровозов, грузчикам, рабочим цехов сортировки в среднем на 67 процентов. Все эти пункты были прописаны в меморандуме между акиматом и предприятиями по вывозу мусора.

Однако пока мусорная проблема Караганды так до конца и не решена.

Больница – головная боль акимов

В сентябре 2019 года аким области решительно потребовал завершить один из самых скандальных долгостроев шахтерской столицы – областную детскую больницу. Напомним, эпохальное строительство началось в 2013 году, в бытность акимом Карагандинской области Бауржана Абдишева. Тогда была разработана проектно-сметная документация (ПСД) для проекта новой областной детской больницы на 200 мест. Общая смета проекта составила 7 миллиардов 959 миллионов тенге. В 2014 году начались строительно-монтажные работы, о ходе которых докладывали уже другому акиму – Нурмухамбету Абдибекову. Подрядчик – ТОО “Заводстрой”, выигравший тендер на почти 8 миллионов тенге, бодро начал выполнять обязательства по строительству корпусов. В новом современном здании были предусмотрены самые современные лаборатории, стационары, реанимация, ожоговое отделение и т. д. Согласно конкурсным условиям, победитель должен был оснастить их и должным медицинским оборудованием. Но в 2015 году, как мы помним, грянул кризис, повлекший за собой девальвацию, и от былой бодрости подрядчика не осталось и следа. Закупить заявленное оборудование по новым ценам ему оказалось не под силу. Именно этот довод представитель ТОО “Заводстрой” приводил в суде, куда обратился с иском к заказчику – ГУ “Управление строительства, архитектуры и градостроительства Карагандинской области”. Однако суды не вняли основному аргументу победителя тендера и не стали менять условий ПСД. Между тем заказчик тоже обратился в суд со своими претензиями к подрядчику, чтобы расторгнуть договор. Им это удалось. Но на то время, пока шли тяжбы, строительство было заморожено, и каждый новый аким области, вступая в должность, считал своим долгом пообещать карагандинцам закончить-таки затянувшееся строительство.

Не стал исключением и Женис Касымбек. Он пообещал, что больницу достроят в 2021 году. Однако год перевалил за вторую половину, а долгострой стоит всё в том же виде.

Нам любые дороги дороги?

Разумеется, не мог не обратить внимания новоиспеченный аким Карагандинской области на качество автодорог областного центра, которые ежегодно ремонтируются и латаются на бюджетные миллиарды, но лучше почему-то не становятся. Не единожды Женису Касымбеку приходилось лично выезжать на проблемные участки и сильнодействующими методами типа “волшебного пендаля” заставлять дорожников работать. Правда, даже сильнодействующий “пинок” акима не смог заставить работать хорошо.

Так, к примеру, в прошлом году впервые за долгие годы начали реконструировать одну из самых длинных городских улиц протяженностью почти 11 километров – дорогу по улице Магнитогорской, что в Майкудуке. В этом году, будучи под впечатлением от жалоб граждан, Женис Касымбек лично проехался по Майкудуку с проверкой состояния главной дороги этого жилого массива. После чего разразился гневной тирадой: В Карагандинской области обеспечение некоторых поселков питьевой водой превратилось в “потемкинские деревни”

– Зимой не содержали и сейчас не содержите эту дорогу! Я не вижу работы. В феврале уже должны были мобилизоваться. Мы вам всё вовремя оплачиваем! Так почему все должны страдать из-за вас?! Работайте днем и ночью!

Также главу региона возмутила и работа проектировщиков, которые не учли все нюансы сложной автодороги. Аким области пообещал, что работы на Магнитогорской должны завершиться в этом году. Но у карагандинцев есть большие сомнения насчет выполнимости данного обещания.

Хорошего – больше!

Но не хотим быть необъективны – выполненных обещаний на счету Жениса Махмудовича всё же больше. В сложный период пандемии он привлекает в регион крупные инвестиции, с его легкой руки в одном только городе Сарани были запущены шинный завод и автобусный завод “QazTehna”, а также крупнейшая в Центральной Азии солнечная электростанция. Женис Махмудович сделал то, что не удавалось никому до него, – заставил транснациональную компанию АО “АрселорМиттал Темиртау” поддерживать отечественного товаропроизводителя! Только за 9 месяцев доля местного содержания в несырьевых закупках АМТ увеличилась почти в 5 раз. Как заявили аналитики, развитие местного содержания в закупках системообразующих предприятий – это, пожалуй, главное достижение Жениса Касымбека на посту акима Карагандинской области.

А невыполненные обещания в любой момент могут быть выполнены. Если, конечно, по существующей традиции, Жениса Махмудовича не заберут на повышение.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН