Лифтовое хозяйство Казахстана намерены привести в порядок. Чтобы кабины не падали, а люди в них не погибали, Институт стандартов разработал требования для компаний, обслуживающих лифты.
О том, как убрать с рынка недобросовестных лифтовиков, “КАРАВАНУ” рассказал генеральный директор Института стандартов Еркин ДУЙСЕЕВ.
– Как вы оцениваете ситуацию с лифтами? Старые выходят из строя, новые кряхтят, словно отработали 50 лет…
– Ситуация действительно аховая. В Астане она пока не “стреляет”, потому что дома достаточно новые, лифты тоже новые и пока еще сами по себе работают. Но по проспекту Момышулы, как мне сказали, около сотни лифтов в аварийном состоянии. По-хорошему их отключать надо, чтобы не было аварий и несчастных случаев, но как отключишь в доме, где 18, а то и 25 этажей?
– И что делать?
– Для начала нужно проверить все обслуживающие компании. Полагаю, что порядка 70–80 процентов рынка сегодня занимают недобросовестные поставщики услуг. Эту проблему породила отмена лицензирования. То есть бизнес, конечно, развивается, и проверок меньше. Но обратная сторона медали – появление недобросовестных поставщиков, которые хотят “сливки снять” и смыться с рынка.
Ведь теперь любой человек, не имея необходимого оборудования, инструментов, квалифицированных специалистов, может открыть ИП и начать обслуживать лифты.
А чего можно ожидать от такого обслуживания, когда они не знают, что нужно делать?! Никаких профилактических работ не ведут. Если вы “Мерседес” в масле купите, то год-два будете ездить без проблем. Но потом масло надо менять, фильтры и т. д., а то в один прекрасный день даже у “Мерседеса” двигатель стукнет. То же самое здесь. Не надо быть прорицателем, чтобы понимать, что ситуация будет только усугубляться. В причинах срыва лифта с 8 людьми разбирается акимат Астаны
– Предположим, обслуживающие компании проверили. Что дальше?
– Дальше нужен контроль. Сейчас лифтовое хозяйство курируют жилинспекции, созданные при акиматах. Но в Астане, к примеру, в жилищной инспекции всего два специалиста. Представьте, когда они успеют просмотреть сотни лифтов? Это нереально, их физически на все не хватит! Поэтому мы и предлагаем такую альтернативу, чтобы люди сами, с нами совместно, контролировали ситуацию.
– Каким образом вы намерены это сделать?
– Наш институт совместно с Союзом лифтовиков, потребителями и госорганами разработал стандарты оказания услуг. В них прописаны требования к лифтовым организациям и весь процесс, начиная от поставки техники до монтажа и дальнейшего обслуживания. Есть требование, к примеру, что гарантийный сервис должен длиться как минимум три года, а в течение последующих пяти лет должно быть обеспечено постгарантийное обслуживание.
Требования по обслуживанию подъемников тоже серьезные. К примеру, один человек не может обслуживать более 40 лифтов.
Сейчас есть факты, что один специалист, работая в нескольких компаниях одновременно, обслуживает 100 лифтов. Но он физически не может это делать оперативно и профессионально!
Прописаны также требования по оборудованию, инструментарию, квалификации сотрудников, территориальности. Компания из Астаны не может обслуживать алматинские лифты, и наоборот, а такое сейчас происходит. Мастер должен быть рядом, на микроучастке, чтобы, если вдруг кто-то застрял, вытащить его за 30 минут. Если же ехать с другого конца города, да по пробкам – час уйдет на дорогу. И это аварийная ситуация!
– Эти требования обязательны к исполнению для лифтовых компаний?
– Это неправительственный стандарт, который закреплен в Едином государственном фонде нормативно-технической документации, то есть это официальный документ. Он не является обязательным к исполнению, это добрая воля участников рынка, ратующих за свою репутацию и безопасность людей. Но председателям КСК при выборе обслуживающей компании ничто не мешает установить такие требования и выбрать ту организацию, которая имеет сертификат соответствия этому стандарту. Тогда эти требования будут обязательными для поставщиков услуг.
А сейчас картина такая: компании, не имеющие ни базы, ни персонала, участвуя в конкурсе, ставят цену в два раза ниже и забирают дом.
Кстати, в поликлиниках, госучреждениях та же история. По закону закупщики должны брать минимальную цену. Поставщики демпингуют. Ну и качество обслуживания потом имеют соответствующее.
– Судя по тому, в каком состоянии лифт в моем подъезде (а это, к слову, новостройка), люди, которые занимались его монтажом и обслуживанием, не имеют никакого представления ни о физике процессов, ни об электроустройстве лифтов. Кабина гремит, останавливается, где захочет, датчики примотаны скотчем...
– Причем это то, что вы видите. А что происходит в шахте, в каком состоянии тросы?.. Смотришь, и страшно, как они ходят, эти лифты. И дети наши в них ездят... Никакой гарантии безопасности! Мало того что пассажиры рискуют, так еще и с самими лифтовиками несчастные случаи происходят, потому что такие вот необученные ребята приходят на объект и начинают залезать туда, куда не следует лезть. Вы правы, профессиональный уровень нынешних недоспециалистов вызывает очень много вопросов.
Сейчас мы с акиматами Астаны и Алматы прорабатываем вопрос, чтобы внести изменения в правила предоставления комуслуг. Если это произойдет, обслуживать лифты смогут только сертифицированные компании. И тогда, надеюсь, в лифтовом хозяйстве будет порядок.
– А у нас достаточно компаний, которые способны профессионально обслуживать лифты?
– Думаю, что достаточно. В Астане их порядка 50–70. Правда, сейчас многие из них на грани выживания находятся, потому что содержат штат, платят налоги, обновляют оборудование, а объем у них уменьшился из-за этих легких на подъем ИП-пустышек. Если рынок очистить от недобросовестных компаний и отдать профессиональным, они свободно охватят его. Почему в случаях с падением лифтов в Астане не могут найти виновных
Крупные компании уже поняли, что “банкет” происходит за их счет, что недобросовестные ИП забирают значительную часть рынка, и уже предпринимают определенные действия.
Союз лифтовиков Казахстана, куда входит уже около 70 компаний из разных регионов, преобразовывается в саморегулируемую организацию и планирует создать страховой фонд.
Если вдруг произойдет несчастный случай, организации – члены союза будут в досудебном порядке выплачивать компенсацию пострадавшим. То есть они, грубо говоря, кладут деньги на кон и таким образом гарантируют свою добросовестность.
Мало того, они еще будут присматривать друг за другом, потому что понимают: если кто-то начнет “баловаться” с качеством работ, то им тоже придется участвовать в выплате компенсации, поэтому лучше ЧП предупредить. А недобросовестные фирмы вообще скидываться в фонд не будут, они не привыкли нести материальную ответственность. Нам нужно вытеснить их с рынка, вычистить это поле.
А далее мы планируем повышать требования к квалификации персонала. В стране объявлена всеобщая цифровизация, она коснется и лифтового хозяйства. Мы считаем, что нужно создать единую базу по всем лифтам, а также базу персонала, куда будут внесены самые важные данные: какой стаж у этого специалиста, прошел ли он аттестацию, не работает ли сразу в нескольких компаниях и т. д. Но это следующий этап нашей работы.
АСТАНА