Редакция медиапортала Сaravan.kz рассказывает, что не так с самым распространенным в стране электронным дневником.
Кто занимается сервисом «Күнделік»
Товарищество с ограниченной ответственностью "Күнделік (kundelik)" было основано в 2016 году. Сейчас в компании работает более 20 человек.
В списке учредителей указаны казахстанец Мухтар Ильясов, казахстанская компания "INNOVAТION PROCESS GROUP" и российское ООО «Дневник.ру».
При этом, хотя компания частная, она пользуется для работы государственными мощностями. Так, в мае 2018 года в ответе на депутатский запрос “Ак жола” о легитимности и безопасности внедрения системы в школах министр образования сообщил, что ее данные хранятся на серверах министерства.
«Мы находимся на государственных серверах, так как, согласно законодательству о персональных данных, а это фамилия, имя, отчество и даже, как оказалось, успеваемость, вся эта информация должна находиться на территории нашей страны», - пояснил ситуацию глава компании Мухтар Ильясов.
Бюджету это обходится недешево.
«Сообщаем, что на размещение АИС «Күнделік» на ресурсах АО «Национальные информационные технологии» ежегодно выделяют средства за предоставление сервера. В 2023 году выделили 309 893 000 тенге, в 2022 году – 259 млн тенге», – рассказал генеральный прокурор Берик Асылов в октябре прошлого года.
При этом в самой компании заявили, что Министерство просвещения за весь период с 2018 года не выплачивало средства ТОО «Күнделік» по договору государственно-частного партнерства и такая оплата не предусмотрена в дальнейшем. Также компания не получала средства из местных бюджетов на содержание, разработку и внедрение сервисов АИС «Күнделік», а дополнительные коммерческие сервисы на платформе предоставляются по желанию ее пользователей.
Откуда остальные деньги
Бесплатным «Күнделік» не был никогда: разработчики пояснили, что сервис создан на их собственные средства, не государственные, так что они имеют право вводить платные функции.
Так что родители, которые хотят больше знать об успеваемости своего ребенка, не обращаясь к классному руководителю, должны раскошелиться. В частности, платной стала функция аналитики, которая позволяла сравнить успеваемость ребенка с успехами одноклассников. Платная подписка без рекламы раньше стоила 2988 тенге в год и 849 в месяц, цены выросли до 7 788 и 1 149 соответственно.
Платить приходится и за пользование мобильным приложением – 480 тенге в месяц, при оплате сразу за год нужно будет выложить 3 500 тенге. С сайта доступ бесплатный, но во многих казахстанских семьях нет компьютеров, только смартфоны, так что им приходится лезть в кошелек в фактически принудительном порядке. Только так они могут посмотреть расписание, домашние задания и оценки.
Школьников в Казахстане почти 4 миллиона, их число растет с каждым годом. Пусть даже «Күнделік» используется не во всех регионах страны, а только в 15, сумма набегает весьма внушительная.
Отметим, что в Актюбинской области отказались от «Күнделік» в немалой степени потому, что конкурирующая платформа предоставляет такие же услуги, не требуя подписки.
«В электронном журнале «BilimClass» можно пользоваться цифровыми ресурсами бесплатно, к примеру, это более 26 тысяч уроков, более 8 тысяч интересных и полезных для детей фактов. Все это бесплатно как для учителей, так и для детей», – пояснила Нургуль Бертлеуова, заместитель руководителя управления образования Актюбинской области.
Другая статья дохода – это реклама. С ней тоже неоднократно были неловкие ситуации. Хотя сайт «Күнделік» прежде всего предназначен для школьников, то есть несовершеннолетних, фильтра рекламы на нем нет. Из-за этого дети время от времени видели рекламу, не предназначенную для их глаз: с непристойным или религиозным содержанием, предложение сделать ставки на спорт.
В мае 2023 года компания сообщала, что отключила рекламную сеть «Яндекса» и Google для всех школьников с 1 по 11 классы, а позже пообещала, что на сайте будет размещаться реклама только от проверенных рекламодателей, которая проходит по возрастному цензу «6+».
Однако реклама букмекеров всплыла не у родителя или учителя, а у первоклассника, то есть, скорее всего, система все же дала сбой.
Представители «Күнделік» заявили, что причиной появления подобной рекламы может стать посещение или поиск пользователем ресурсов на определенную тематику (хотя зачем первоклашке букмекер?), и назвали изображения с рекламой молебна об успешных экзаменах фейком.
«Скриншот, опубликованный в статье, не соответствует размерам баннерного пространства на нашей площадке, что говорит о том, что реклама в таком формате (а соответственно, такого содержания) не могла быть опубликована на сайте kundelik.kz. И такое заключение было сделано не только специалистами «Kүнделік», но и нашим официальным партнером «Яндекс», - отметил руководитель компании Мухтар Ильясов.
Рекламу на сайте сервиса размещают и государственные организации.
Заметим, что иногда компания берет деньги за услуги, которые должна оказывать бесплатно.
Например, в апреле прошлого года «Күнделік» оказался замешан в крайне неприятной ситуации. Сотрудники портала собирали деньги с предпринимателей за услугу, которую должны были оказывать бесплатно. Выяснилось, что в Астане, Шымкенте, Абайской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской и Павлодарской областях представители управлений образования рекомендовали подрядчикам, которые обеспечивают школьников питанием, на платной основе размещать фото меню на портале ТОО «Күнделік». В результате 117 предпринимателей, которые обслуживают более 400 школ, передали данному ТОО почти 9 миллионов тенге.
«При этом по закону фото меню там публикуется бесплатно и на интернет-ресурсе школы тоже. Данный приказ был подписан на тот момент министерством образования и науки РК», - прокомментировал ситуацию руководитель службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов.
И к чему пришло
В целом можно сказать, что дела у ТОО идут отлично, что можно понять по динамике налоговых отчислений. За первые месяцы 2024 года ТОО уже заплатило налогов больше, чем за весь 2017 или 2018 год.
Хуже стать не должно – число школьников растет, государство постоянно строит новые школы, спрос не падает, а только растет.
Впрочем, доход никак не решает проблему с недовольством казахстанцев, которые постоянно жалуются на различные сбои, а в конце четвертей проблемы с доступом из-за наплыва пользователей и вовсе никакого не удивляют.
«Есть такая проблема, что в конце четверти при массовом наплыве серверы не отрабатывают на должном уровне, им не хватает ширины канала. Мы, как партнеры Минобразования, все время говорим, что должен быть хороший интернет-канал до серверов и в самих школах должно быть соответствующее оборудование. Нас слышат, но в силу большой бюрократии все это реализуется крайне медленно», - говорил Мухтар Ильясов еще в 2019 году.
Вопрос, как видим, актуален до сих пор.
То есть сервис на самом деле оставляет желать лучшего: цены на подписку растут, а причины жалоб не меняются годами, затрагивая все больше человек.
Что думают про «Күнделік» пользователи
Главная аудитория сервиса все еще школьники, поэтому их мы и спросили. Ответы трех десятков алматинских подростков в возрасте до 17 лет, которые пользуются системой, можно свести к следующему: «Он лагает и платный, но все еще лучше бумажного дневника».
Дети помладше, которые не застали время, когда дневники надо было носить в портфеле вместе с учебниками и тетрадями, даже пробовать не хотят.
Зато многие родители с этим мнением не согласны и предпочли бы бумажный дневник, как в их юности, любому электронному.