Как креативность казахстанских школьников зависит от языка обучения

В конце прошлого года были обнародованы итоги международного исследования PISA-2022, в котором проверялсь математическая, читательская и естественнонаучная грамотность 15-летних учащихся. Также оценивался уровень креативного мышления, результаты которого стали известны недавно, передает Caravan.kz.

Аналитический портал Spik.kz посвятил материал этой теме. В статье обсуждается выступление Аятжана Ахметжана, руководителя центра Qazbilim, который пропагандирует идею, что казахская школа не должна ориентироваться на опыт других стран. Ахметжан отмечает, что казахи в прошлом не только пасли овец, но и всегда знали законы физики и механики, приводя в пример поговорку: «Жел соқпаса, шөптің басы қимылдамайды» («Если не будет ветра, трава не шелохнётся»), что, по его мнению, аналогично первому закону Ньютона.

К слову, особо популярным Ахметжан стал после вызвавшей широкий резонанс статьи «Мне жалко детей, которых отдают в русские классы».

Между тем, отмечено в публикации, в кругу национал-патриотически ориентированной общественности Ахметжан почитается как гуру казахской педагогики. Однако результаты исследования PISA показывают, что учащиеся казахских классов значительно уступают своим русскоязычным сверстникам в математической, читательской и естественнонаучной грамотности. В исследовании приняли участие около 20 тыс. юных казахстанцев из 571 образовательного учреждения по всей стране. Итоги тестирования показывают, что уровень креативного мышления коррелирует с грамотностью. Лидерами являются Сингапур, Канада, Южная Корея, страны Западной Европы и Эстония. В Казахстане аналогичная ситуация: подростки из северных областей и столиц превзошли своих ровесников из южных и западных регионов.

Казахстан с показателем 24 балла из 60 занял 44-47 места, уступив многим странам. Средний балл по Казахстану оказался на 9 ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Наиболее высокие результаты показали учащиеся Северо-Казахстанской и Костанайской областей, набравшие в среднем по 30 баллов. Они продемонстрировали уровень креативного мышления, сопоставимый с учащимися из Исландии, Словакии, Сербии, Хорватии и Словении. В то время как Туркестанская область оказалась аутсайдером с показателем всего 18 баллов, что сопоставимо с результатами Палестинской автономии.

Разница в качестве образования между городскими и сельскими школами также влияет на результаты. В русскоязычных Костанайской и Северо-Казахстанской областях 39,3 % и 53,8 % детей учатся на селе, однако эти регионы превзошли оба столичных города, Астану и Алматы, где в русские классы ходит менее половины всех школьников. Шымкент, где на русские классы приходится менее четверти всего ученического контингента, оказался в числе аутсайдеров по креативному мышлению.

Вывод, по мнению авторов портала, напрашивается один: место учебы (город или село) оказывает влияние на результаты, но в еще большей степени результаты зависят от языка обучения. Чем выше доля детей, обучающихся на русском языке, тем лучше их показатели креативного мышления.

Своим мнение об изложенной картине с корреспондентом Caravan.kz поделился казахстанский эксперт в сфере образования, педагог и историк Марат Идрисов.

«Как учитель, я не могу остаться равнодушным к результатам исследования PISA-2022. Конечно, они заставляют нас размышлять о состоянии образования и необходимости его модернизации. Особенно волнуют данные о креативности учащихся казахских классов по сравнению с их русскоязычными сверстниками. Если верить исследованию PISA-2022, то казахстанские школьники, обучающиеся на казахском языке, значительно отстают в уровне креативного мышления. Это в определенной степени вызывает некую тревогу, так как креативность – это важнейший навык XXI века, который напрямую влияет на способность адаптироваться и добиваться успеха в быстро меняющемся мире», - отметил наш спикер вначале.

По словам Идрисова, вспоминая наше богатое культурное наследие, можно твердо и уверенно сказать, что казахский народ всегда отличался умением адаптироваться к трудным условиям и находить нестандартные решения. Однако этого может оказаться недостаточно для того, чтобы наши дети успешно конкурировали на международной арене.

«Можно предположить, что одной из причин разницы в уровне креативного мышления между казахскими и русскими классами может быть различие в подходах к обучению, фактор локации (город или село), учителя также играют ключевую роль в формировании креативного мышления у учащихся, ведь они должны не только передавать знания, но и вдохновлять учеников на творчество и самостоятельное мышление. Это требует от педагогов постоянного повышения квалификации, готовности к внедрению новых методик и обмену опытом с коллегами из других стран», - сказал педагог.

Вместе с тем эксперт убежден, что господдержка образования должна быть приоритетной задачей. Необходимо увеличить финансирование школ, особенно в сельских районах, обеспечить их современными учебными материалами и технологиями. Госпрограммы должны стимулировать развитие креативного мышления и поддерживать инновационные методы обучения.

Также, по словам нашего собеседника, любовь к своей родине и уважение к культурному наследию должны сочетаться с глобальным мышлением и стремлением к лучшему. Наши дети должны гордиться своими корнями, но при этом быть открытыми миру, учиться у лучших и стремиться к новым вершинам.

«Из всего вышесказанного я могу прийти в заключению, что проблема разрыва в уровне креативного мышления между казахскими и русскими классами требует комплексного подхода. Мы должны работать комплексно и вместе, чтобы усовершенствовать нашу образовательную систему до тех высот, которые сохранят культурную идентичность и будут готовить наших детей к успешной жизни в современном мире. Только так мы сможем обеспечить нашим детям светлое будущее и дать им возможность раскрыть свой потенциал на мировой арене», - резюмировал Марат Идрисов.