Основатель социалистического реализма Максим Горький забыт нашими театрами, кажется, всерьез и надолго, вспоминаешь только знаменитый монолог Сатина: «Человек – это звучит гордо»…
А тут – корейцы, причем из Южной Кореи. Что-то, вероятно, их тронуло в этой пьесе. Что-то взяло за душу…
Спектакль шел на Малой сцене Республиканского русского драматического театра им. Лермонтова. Шел на корейском языке, но перевода, в общем, не требовал, хотя, конечно, зрителям не помешало бы перед спектаклем прочитать полузабытую пьесу в оригинале…
…Сцена пуста. На ней несколько ящиков, которые по ходу спектакля превращаются то в мебель, то в клетки, то даже в гроб…
С потолка зловеще свисают крючки, на которых нашим героям удобно... повеситься… В самом деле, жизнь в ночлежке так безнадежна, что порою ее обитателям кажется, что хуже уже не будет.
Спектакль начинается, и ты понимаешь, что язык, в общем-то, тебе и не нужен, потому что глубокие философские мысли актеры стремятся передавать языком жеста и пластики.
И вот на сцене, в этой темной безнадеге, мы видим горьковских Сатина и Анну, Клеща и Василису… Они дерутся, ссорятся, скандалят, любят, ревнуют… Одежды – минимум, босые ноги, мужчины оголены по пояс.
У единственной – Василисы – одна нога обута в туфлю с острой шпилькой, которой она повелительно стучит. Василиса – хоть и обитательница ночлежки, но все же ее хозяйка…
Но вот появляется Лука, до боли знакомый нам по школьной программе, который пытается вселить в обитателей ночлежки надежду…
Когда-то образ добренького утешителя Луки в наших учебниках трактовался отрицательно, ведь Лука не призывал к революции, сейчас мы понимаем, что Лука не однозначен, он не только внушает людям иллюзии, но и вселяет в них надежду, потому что только тогда человек жив.
На сцене идет разговор о том, что есть человек, для чего он появился на свет, как ему жить. Этот спор, в общем, идет всегда, а Лука своим появлением только разжег его.
Вот почему в спектакле так часто свет сменяет тень. То полный беспросветный мрак, то солнце, очень образно показанное в спектакле, к которому тянутся обитатели ночлежки, но пьяный разгул, то любовь…
А то звездное небо – в полной темноте лишь мерцают звезды-огоньки, лично я увидела в них напоминание о том, что все мы – люди – какими бы не были – дети общей планеты земля, и нам надо быть бережней друг к другу.
Я поймала себя на мысли, что понимание текста в спектакле даже не очень нужно, ты понимаешь спектакль не с помощью текста, а чувствами, подсознанием, сопереживаешь героям, пропитываешься актерской энергетикой, думаешь…
Спектакль требует для актеров необыкновенного напряжения – тела, души, и поэтому, когда артисты вышли на поклон, мы на Малой сцене ясно видели пот, который струился по их телам.
Зрители долго аплодировали актерам корейского театра, так интересно напомнившим нам о существовании нашей классики и великого русского писателя Максима Горького, а один из актеров восторженно воскликнул: «Да это же Станиславский, настоящая мхатовская школа!»
Я узнала, что театр « Мулкел» - сравнительно молодой, он представляет собой новую волну в сценическом искусстве Кореи. Показывали его в рамках Международного театрального фестиваля «Шелковый путь».
В 2009 году четыре казахстанских театра - Казахский государственный академический театр драмы им. М.Ауэзова, Государственный академический русский театр драмы им. М.Лермонтова, Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г.Мусрепова и Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии - с выступали в Сеуле. Лермонтовцы возили «Дядю Ваню». И вот теперь – ответный визит.
В Алматы на фестиваль приехали еще два театра. Театр «Сан» («Гора»), используя куклы, попытается передать мироощущения героев пьесы «Рассказ о Далле». Это фантастическая драма, которая затрагивает тему войны и рассказывает о том, какие бедствия и несчастья приносит она людям, живущим на земле.
Театр «Чоин» («Стремление») показал пьесу «Поезд». Спектакль без слов, но понятен всем. Артисты посредством мимики и движений тела умело раскрывают идею и смысл, заложенные в пьесе. Действие спектакля разворачивается в небольшом городке, где война оставила свой безжалостный след.
На полуразрушенном вокзале толпятся люди, бесконечным потоком двигаются поезда. Война разрушила не только строения вокзала, но и изранила души людей. Несмотря на это, они с оптимизмом смотрят в завтрашний день...
Что ж, в заключение остается только пожелать, чтобы гостей из разных стран мы в нашей стране, в том числе в Алматы, видели почаще.