19 февраля появилась информация, что в Алматинской области начался суд над сотрудником КНБ по обвинению в изнасиловании заключенной Виктории Берходжаевой. Девушка-трансгендер в настоящий момент отбывает наказание за вымогательство.
Напомним, отечественные СМИ заговорили о трансгендере Виктории Берходжаевой еще в 2016 году, когда мужчину, сменившего пол, обвинили в вымогательстве. За это Виктория и угодила в колонию. Летом прошлого года девушка сделала громкое заявление. По ее словам, она стала жертвой сексуального надругательства. Адвокат потерпевшей Айман Умарова рассказала, что это мог совершить сотрудник КНБ.
По информации телеканала КТК, в настоящее время начался судебный процесс по делу об изнасиловании трансгендера. На скамье подсудимых оказался тот самый сотрудник КНБ, который обвиняется не только в изнасиловании, но и в пытках.
Интересно, что 11 февраля в соцсетях появилось видеообращение бывшей заключенной того же лагеря ЛА-155/4 Жанны Умировой, которая заявила, что дело против комитетчика Абдыкаша Сани сфабриковано, а Виктория Берходжаева принимала в этом непосредственное участие. Кроме того, она отметила, что обвиняемый на самом деле защищал заключенных женщин от притеснений в колонии.
Чтобы разобраться в этом запутанном деле, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным адвокатом Айман УМАРОВОЙ, которая защищала и г-жу Берходжаеву, и Умирову.
- Как вам кажется, удастся ли доказать вину сотрудника КНБ Абдыкаша Сани, учитывая избирательность суда, а также давление на казахстанские суды?
- Я считаю, что вина обвиняемого уже доказана, а оценку дает суд. Там столько доказательств по делу, и самое интересное, что суд взял подписку, что я не буду разглашать данные закрытого процесса, но в Уголовно-процессуальном кодексе такого не предусмотрено.
Я уже много раз говорила в СМИ, что была проведена экспертиза, есть масса свидетелей и доказательств огромное количество, бездоказательно его никто бы не арестовал. Его не арестовывали до тех пор, пока все эти экспертизы не закончились. Я уже говорила, что это очень странное дело. И обвиняемый элементарно не может объяснить, как его сперма оказалась у нее на одежде, и придумывает всякие истории.
Мне кажется, что на суд оказывается давление, потому что это сотрудник КНБ. Возможно они предлагают деньги, выходят через других людей и прочее, потому что они будут сейчас спасать честь мундира. Схожий пример – дело Слекишиной, такая же история, но здесь похлеще, тут идет очень большой прессинг.
Также наши суды могут избирательно подходить, когда дело касается самого КНБ и когда сами сотрудники этого ведомства отправляют дела в суд, здесь очень малая вероятность справедливого, законного суда.
- В соцсетях активно распространяется видео, где бывшая заключенная этого же лагеря Жанна Умирова заявляет, что дело против сотрудника КНБ Абдыкаша Сани на самом деле сфабриковано, а Берходжаева была в этом замешана. Верите ли вы в это?
- Я не хочу, чтобы Умирову наказали за это, но дело в том, что она была моим клиентом и ей долгое время не давали замену неотбытой части наказания на более мягкую. Она давала множество интервью, что сотрудники КНБ, которые курируют эту колонию, то есть на той же должности, что и Сани Абдыкаш, не давали одобрения. Пока сотрудники КНБ, работающие с женщинами по обвинению в экстремизме, не дадут одобрение, суды замену наказания не дают.
Мне тогда она тоже говорила, что на сделку с ними не идет, и из-за этого ее преследуют, а потом вдруг её отпускают. Я полагаю, что она пошла с ними на сделку, поэтому показаниям Умировой верить очень сложно, потому что они не могут быть честными.
Также возможно, что сотрудник КНБ Абдыкаш Сани способствовал её выходу из колонии. В СМИ неоднократно писали, что на Умирову оказывалось давление. Есть еще заявление, когда Умирова пришла подкупать свидетеля по данному делу, а она написала заявление. Правда, я не знаю, зарегистрировано оно или нет. Поэтому Умировой в данном конкретном случае доверять нельзя.
- В видео женщина также отмечает, что после задержания каэнбэшника Берходжаеву перевели в VIP-камеру. Известно ли вам, действительно это так?
- Я об этом первый раз слышу, что это ВИП-камера. Её перевели в отдельное место, но и там она тоже не в безопасности. Если в кабинете начальника учреждения происходит насилие, как это место может быть безопасным? В этой колонии есть определенные условия, где содержатся определенные лица, но для этого, вероятно, надо иметь средства.
Возможно Абдыкаш хотел, чтобы Берходжаева пошла на сотрудничество, и кого-то, видимо, надо было подставить, но она отказалась. А касательно Умировой, достаточно просмотреть информацию в СМИ, чтобы заметить, что после случая с Абдыкашом Сани она вышла на свободу.
- Были ли обеспечены осужденной Берходжаевой необходимые меры безопасности после совершения над ней сексуального насилия и как проходит ее пребывание в колонии на данный момент?
- Ничего не успокоилось, их даже увозили из колонии на судебное заседание вместе. Это означает, что обвиняемому позволяют оказывать давление на потерпевшую. Представьте, что тот, кто совершил правонарушение, и потерпевшая конвоируются вместе!