Как художники меняют облик зданий в Алматы

Недавно мы рассказывали читателям “КАРАВАНА”, как бывшая промзона польского города Лодзи стала тусовочным местом молодежи. Апгрейд фабричных зданий, гигантские мурали на фасадах, установка оригинальных скульптур на улицах сделали свое дело: город зарабатывает на туризме (см. материал “Лодзь: город, которым управляют люди”, № 27 от 27 июля 2018 г.). Чего от души желаю и Алматы! Уже более 20 городских зданий из “серых мышек” превратились в “красавцев”. Художники разрисовывают фасады домов в Алматы

“MURAL FEST” проходит в южной столице третий раз. В 2016 году в нем участвовали 4 страны: Казахстан, Кыргызстан, Украина и Россия. В прошлом году приезжали райтеры из 5 стран. В этом году фасады оживляют мастера из Казахстана, России, Украины, Сербии, Малайзии и Великобритании.

Шаман и Neon

“Гвоздев в Москве, а дело Шеге в Алматы живет!”

Открыл фестиваль художник из Украины Андрей КРАВЧЕНКО. Его работа появилась на пересечении улиц Жарокова и Тимирязева. Над своей муралью он работал около 10 дней. Эскиз принадлежит казахстанскому художнику Владимиру ГВОЗДЕВУ, более известному под псевдонимом Шеге. Его работа “Песня” создана в 2010 году. Выполнена маслом на холсте, но имитирует технику войлока. Несколько лет художник живет в Москве.

– Женился на бурятке, так что Восток продолжается! – говорит художник.

– Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что ваша картина украсит одну из городских улиц?

– Жизнь полна сюрпризов! В данном случае приятных – Гвоздев в Москве, а дело Шеге в Алматы живет! Вот такая крылатая фраза сразу и возникла. Конечно, очень приятно, когда на родине не забывают. Параметры картины – 91 на 122 сантиметра. С нее сделали огромную мураль площадью около 80 квадратных метров. Местоположение ее очень символично, ведь рядом была моя последняя мастерская. Я оцениваю это как большую награду (в прямом и переносном смысле) за мой вклад в современное искусство Казахстана.

Идея работы – воспоминания художника, когда друзья собираются вместе, поют песни, разделяют трапезу, общаются. В этой работе художника на лицах нет глаз, носов. Все происходит на уровне ощущений, чувств, эмоций…

“До сих пор в шоке, что рисовал на такой высоте”

К дню рождения Абая, 10 августа, новая мураль появилась на фасаде здания, что на пересечении проспекта Абая и улицы Ауэзова. Ее автор – художник из России Никита ХОДАК из команды ZUKCLUB. За основу работы взял купюру номиналом 20 тенге с изображением Абая. Автор добавил изображение некоего JPEG-символа, которым и является на данный момент купюра. А также символы, связанные с современным подходом к цифровым деньгам: “Apple wallet” и “Apple pay”. Как отмечает райтер, ему захотелось привнести в портретный стиль некий креатив, индивидуальность. Для него самого такое решение экспериментальное. Дополняют работу выдержка из "Слов назидания" Абая и стихи, связанные с деньгами.

На фасаде здания, что по улице Байтурсынова, напротив бывшего трамвайного депо, теперь есть портрет Ахмета Байтурсынова.

Совсем скоро алматинцы увидят еще одну мураль от известного малайзийского стрит-арт-художника Кенджи ЧАЯ. Ежедневно с утра до вечера он работает над росписью фасада девятиэтажки в микрорайоне “Мамыр-3”. 36-летний Кенджи – обладатель национального рекорда Малайзии на самую высокую мураль в стране – 87,1 метра! Месяц кропотливой работы. В интервью художник признался: “До сих пор в шоке, что рисовал на такой высоте”. К уличному искусству он начал проявлять интерес в 9–10 лет. Много смотрел в Интернете, учился у своих друзей, которые занимались этим более профессионально. Всего добивался сам. Одна из идей в его работах – сохранение культурных ценностей, традиций, животного и растительного миров. В Алматы еще распишут 10 зданий

Малазийский художник за работой

– В голове у людей всегда должны быть мысли о сохранении флоры и фауны, – говорит Кенджи Чай.

Главное – себя показать

С алматинскими художниками, выпускниками отделения живописи Казахского национального педагогического университета им. Абая я встретилась под их работой, что на фасаде дома на проспекте Жибек жолы, угол проспекта Абылай хана. На днях Neon и Шаман приступят еще к одной мурали в центре Алматы.

– Нам с локациями крупно везет, – говорят художники.

– Сколько времени потратили на снежного барса в прошлый раз?

– Неделю, а краску не считали.

– Высоты не боитесь?

– Дело привычки. Десять минут страшно, потом пофиг. Мы работаем на строительных лесах.

– Страховка есть?

– Со страховкой ты, как собачка на привязи: метр вправо, метр влево, некомфортно. Больше времени потратим, чтобы перестегиваться.

– В соцсетях развернулись дискуссии: почему в фестивале участвует мало художников из Казахстана, зачем платить иностранцам, когда есть свои таланты?

– Народу делать, простите, нечего, они сидят и смотрят – кто там, откуда приехал. Просто кто-то не подал заявку, чьи-то эскизы не устроили комиссию. Все работы проходят отбор. Потом у каждого есть свои заказы, люди просто не успевают. Вообще-то, это международный фестиваль.

– Что для вас участие – себя показать или денег заработать?

– Главное – себя показать. Деньги мы зарабатываем на коммерческих объектах. Нам платят, но это не те деньги – так, попить-поесть… Дайте нам в городе в хорошем месте стену, возможность творить, показать свое “я”, мы сами найдем деньги, краску.

– А ваши дома, подъезды, квартиры украшают мурали?

Neon: У меня балкон разрисован в доме в микрорайоне “Тастак”, с улицы видно. Комната разрисована.

Мало инициативы от казахстанских художников

Фестиваль проходит при финансовой поддержке городского акимата.

– Фестиваль международный, мы открыты для всех, – говорит куратор “MURAL FEST” Молдир БЕКЖАН. – В феврале начинается прием заявок. Их присылают, мы отбираем. Один из параметров конкурса – наличие портфолио, чтобы мы могли посмотреть и оценить работы. К сожалению, мало заявок от казахстанских художников. Они или не сильно осведомлены о фестивале, или им это неинтересно, или еще какие-то причины. Пришлось нам самим обращаться, спрашивать их эскизы. Возможно, не каждый готов работать на большой высоте. Кстати, на алматинских высотках – 7, 9 этажей, работали только иностранцы. Многие зарубежные художники отказываются от своих коммерческих гонораров, приезжают работать по фестивальным ценам, за символическую плату. Они едут, чтобы оставить частичку своего творчества в Алматы. Казахстанские художники зачастую рисуют по коммерческим ценам. Это к вопросу, который поднимали в соцсетях, что наши обошлись бы дешевле…

"Оживленный" фасад в микрорайоне "Мамыр-3"

– Есть ли райдер у художников?

– У всех одинаковый райдер – валики, кисточки, ведра, обычные материалы. Правда, не все зарубежные художники соглашаются рисовать на подвесных люльках, считают, это опасно. Наши в этом не видят никакой опасности. Многие просят страховочный ремень.

По каким параметрам выбираете здание? Я тоже хочу, чтобы мой дом был разрисован…

– Вопрос интересный. В соцсетях пишут: почему дома возле дороги, а не внутри дворов? Проект недешевый, хочется, чтобы красоту увидело максимальное количество людей. Это же галерея под открытым небом!

– Как реагируют местные жители на росписи?

– В 90 процентах людям очень нравится. Спрашивают – а можно и у нас расписать стены? Было два случая, когда один фасад нам жильцы вообще не разрешили трогать, во втором попросили эскиз, мол, мы должны посмотреть, утвердить, а вдруг по фэн-шуй не подойдет…

Одна мураль на высотке стоит от двух до трех миллионов тенге. И значительную статью расходов составляет аренда автовышек.

АЛМАТЫ