Дипломаты освобождены от налогообложения, однако не от остальных трат. Поэтому некоторые посланники задолжали местному бюджету весьма немаленькие суммы.
Редакция Сaravan.kz рассказывает, в чем тут дело.
В 2003 году въезд на автомобиле в центральную зону Лондона стал платным, а в 2007-м проект распространили на западную часть города. Таким образом, часть Лондона с платным въездом стала одной из крупнейших в мире подобных зон.
Цель городских властей достаточно простая и прозрачная – они хотели уменьшить число пробок и собрать средства в бюджет транспортной системы Лондона.
Система работает следующим образом: с понедельника по пятницу с 07:00 до 18:00 с каждого автомобиля взимается плата, которая составляет от 10,5 до 14 фунтов стерлингов в зависимости от способа оплаты. Если въезд не оплачен, владельцу автомобиля приходит штраф, сумма которого составит 65 фунтов, если заплатить в течение 2 недель, 130 – если оплата происходит в течение еще двух недель, и 195 фунтов, если штраф не оплачен в течение 28 дней.
Соответственно, неоплаченные штрафы копятся, а не списываются с течением времени.
Компания Transport for London, как следует из ее названия, занимается вопросами транспорта в британской столице и входит в администрацию города.
Раз в год Transport for London публикует отчет, выдержки из которого мы приведем далее. Этот отчет называется «Непогашенные долги посольств за въезд в платную зону Лондона».
«Мы и правительство Великобритании ясно понимаем, что сбор за въезд — это плата за услугу, а не налог. Это означает, что дипломаты не освобождаются от его уплаты. Большинство посольств в Лондоне платит этот сбор, но сохраняется упрямое меньшинство, которое отказывается это сделать, несмотря на наши заявления по дипломатическим каналам. Мы продолжим добиваться оплаты всех неоплаченных сборов за въезд и связанных с ними штрафов, а также рассмотрения этого вопроса в Международном суде», - написано во вступлении к отчету за 2023 год.
Несмотря на уточнение про оплату большинством посольств, список неплательщиков растянулся на 5 страниц, и в нем можно увидеть названия большинства стран мира. При этом в конце списка суммы незначительные, например, 40 фунтов у посольства Того или по 120 - у финнов и посланников Доминики.
Однако настойчивость Transport for London становится более чем понятна, если посмотреть на итоговую сумму долга. Она составляет 143 миллиона 527 тысяч 113 фунтов стерлингов. В пересчете на тенге – почти 84 миллиарда.
Посольства каких стран возглавляют этот нерадостный рейтинг?
- США – 14,64 млн фунтов;
- Япония – чуть более 10 млн фунтов;
- Индия – 8,5 млн фунтов;
- Нигерия - 8,4 млн фунтов;
- Китай – почти 8 млн фунтов;
- Россия – почти 6 млн фунтов;
- Польша – 5,27 млн фунтов;
- Гана – 5 млн фунтов.
На десятой строчке находится Германия с долгом на сумму 4,6 млн фунтов стерлингов, а на девятой – Республика Казахстан.
Отечественные дипломаты на конец прошлого года задолжали британцам 4 миллиона 652 тысячи 755 фунтов, то есть примерно 2,7 млрд тенге. Сумма огромная и копилась явно не один год.
Другие постсоветские страны заметно ниже в рейтинге.
Например, долг воюющей Украины составляет £1,7 млн. Следующая из постсоветских стран – Кыргызстан с минусом в 121 тысячу фунтов. Далее расположились Таджикистан (£43 580), Грузия (£34 680), Узбекистан (£12 900), Азербайджан (£3 080), Армения (£1 600) и Туркменистан (£130).
Отметим, что посланники Афганистана задолжали почти в 8 раз меньше казахстанских – 607 тысяч фунтов.
Из каких средств и в какие сроки МИД РК планирует выплачивать долг, непонятно. Но еще более интересно, почему отечественные дипломаты не могли избежать штрафов и сразу уплачивать сбор, который введен более 20 лет назад и о котором сотрудники посольства обязаны знать.