Как казахстанские акимы зарабатывают на штрафах с водителей

“КАРАВАН” писал о том, как это коснулось Алматы. В город было направлено несколько команд налоговиков, собранных из региональных департаментов. И перед каждой из них была поставлена конкретная задача – принести в бюджет страны по 1 миллиарду тенге налогов и штрафов.

Одновременно с этим по многочисленным жалобам водителей было видно, что особо усердствовать в выписывании штрафов начали инспектора дорожно-патрульной службы МВД.

Это подтверждает и статистика Национальной палаты предпринимателей РК “Атамекен”. По ее данным за 2015 год, в НПП РК поступило более 5 300 обращений по линии защиты бизнеса. В 2014 году таких обращений было 4 570. Рост на 16 процентов – очень большой. Даже для организации, которая призвана защищать своих членов.

Сегодня, по данным министерства финансов, можно увидеть, насколько получилось увеличить поступления в бюджет. Конечно, если такая установка была.

Жалобы предпринимателей на необоснованные штрафы начались в 2012 году. Следовательно, для более четкой картины нужно сравнивать данные 2012–2016 годов с цифрами 2011 года. Согласно Налоговому кодексу, поступления от каждого органа фиксируются сквозным кодом статьи. Это позволит вычленить изменения поступивших сумм из года в год.

2011 год

Государственный бюджет (сумма республиканского и местных бюджетов РК) составил 5 триллионов 371 миллиард тенге. Доходы бюджета составили 4,5 триллиона. Из Национального фонда пришел 1 триллион 200 миллиардов тенге.

Сумма всех неналоговых поступлений составила 138,4 миллиарда тенге. Это чуть больше 3,3 процента от всех доходов госбюджета. Сумма штрафов составила 26,3 миллиарда тенге. Это всего 0,6 процента от всех доходов.

На диаграмме видно, кто стал самым крупным “поставщиком” штрафов: это региональные ДВД, налоговый комитет, местные государственные учреждения, суды, а также штрафы за нарушение экологического законодательства и исполнительская санкция.

2012 год

В следующем году произошел резкий – в два раза – рост неналоговых поступлений в бюджет – 284,6 миллиарда тенге. Однако это случилось благодаря совсем не штрафам. Главным драйвером роста стали дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности. Они дали почти 168 миллиардов тенге дохода. За счет этого сумма всех неналоговых поступлений составила 7 процентов от всех доходов бюджета.

Тем не менее поступления от штрафов тоже выросли – до 35,5 миллиарда тенге. Самый сильный рост показали штрафы от полиции (10,7 миллиарда), налогового комитета (6,4 миллиарда) и судов (4,7 миллиарда). Крупным плательщиком стало также агентство по регулированию естественных монополий (1 миллиард).

Сумма штрафов составила 35,5 миллиарда тенге. Или 0,8 процента от всех доходов бюджета.

2013 год

Сумма неналоговых поступлений резко – в два раза – упала, составив 141,6 миллиарда тенге. Но поступление штрафов продолжает расти – до 39,6 миллиарда тенге.

В лидерах вновь ДВД – 40 процентов, или 15,7 миллиарда тенге. Неожиданно 5,2 миллиарда принесло министерство охраны окружающей среды. На третьем и четвертом местах по объемам штрафов – налоговый комитет и суды. Вместе четыре органа дали больше 29 миллиардов тенге штрафов.

Сумма штрафов составила 0,8 процента от всех доходов государственного бюджета.

2014 год

В этом году штрафы стали более значимыми для бюджета. Резко увеличился темп прироста всех неналоговых поступлений. Всего налоговый комитет собрал 5 триллионов 366 миллиардов тенге, в том числе 179 миллиардов неналоговых доходов. Рост всех доходов по сравнению с прошлым годом составил 8 процентов, а вот неналоговых – все 26 процентов.

Самый бурный рост поступлений снова показало министерство охраны окружающей среды. Штрафы за нарушение экологического законодательства дали сразу 15,3 миллиарда. Но полиция все равно осталась на первом месте – 20,6 миллиарда тенге. Вместе эти два органа дали почти 70 процентов всех штрафов.

2015 год

Судя по отчетам налогового комитета, самый противоречивый год. Во-первых, резко возросла нагрузка на полицию – ДВД дали 26,4 миллиарда тенге штрафов. Это 47 процентов от суммы всех штрафов, полученных бюджетом. Во-вторых, резко, почти в три раза, упали сборы за вред экологии. Видимо, и это в-третьих, это связано с деятельностью министерства энергетики – в прошлом году этот госорган не только не принес бюджету ни тенге штрафов, но сам был вынужден отдавать деньги. Куда и за что именно – об этом узнаем позже, но в строке министерства стоит цифра – минус 8 миллиардов 244 миллиона тенге.

Общая сумма неналоговых поступлений составила 225 миллиардов тенге. Или чуть более 1 процента от бюджета.

2016 год

В республиканском бюджете штрафы запланированы в 5,3 миллиарда тенге. В среднем это составляет около трети всех штрафов. Таким образом, сумма штрафов, запланированная на этот год, составляет около 15–18 миллиардов.

Фактически на август было собрано штрафов на 37 миллиардов тенге. То есть план уже перевыполнен в два раза. Главный их поставщик – ДВД. Полиция уже собрала почти 18 миллиардов тенге. Это половина всей суммы. С большим отставанием следует комитет госдоходов минфина – он насчитал “всего” 4,3 миллиарда тенге.

Выводы

Отчеты комитета госдоходов показывают, что план по сбору штрафов у государственных органов есть. Наибольшая нагрузка в этой работе возложена на полицию и отчасти комитет государственных доходов.

Эта нагрузка постоянно растет. В результате меняется роль самой полиции: вместо того чтобы заниматься снижением аварийности и профилактикой на дорогах, дорожные полицейские стригут купоны с водителей. С этой точки зрения бесперспективны все надежды на снижение размеров штрафов за нарушение правил дорожного движения. С другой стороны, близость к источнику живых денег будет и дальше питать коррупцию в полиции. Вкупе все это негативно отражается на имидже МВД. Потому правоохранительные органы будут усиливать меры своей безопасности. Не ограничиваясь установкой заборов вокруг мест своей дислокации. Если руководство МВД на самом деле желает бороться с коррупцией внутри себя, то сначала нужно освободиться от плана по штрафам.

Главным препятствием здесь будет сопротивление не минфина, а, скорее, акимов регионов. Все штрафы от ДВД поступают в бюджеты областей. Как известно, только четыре региона являются донорами республиканского бюджета. Это Алматы, Астана, Мангистауская и Атырауская области. Все остальные получают преференции из бюджета. Таким образом, штрафы становятся некой палочкой-выручалочкой для областей-реципиентов. Соответственно по уровню поступлений штрафов можно судить об общей экономической эффективности команды акима.

В целом роль штрафов в бюджете ничтожна. Около 1 процента. С точки зрения экономики для затыкания дыр лучше использовать другие методы: расширять налоговую базу, ограничивать число налоговых вычетов и льгот, стимулировать производство, сокращать выплаты.