Как казахстанка с инвалидностью стала мотиватором для людей со всего мира

Поход на Эльбрус

Саида Кенесарина уверенно водит авто, даже однажды пригнала машину из Еревана, ходит на каблуках, работает, объездила полсвета, а этим летом взошла на Эльбрус – одну из самых известных вершин мира. Список ее личных достижений постоянно растет. Всего этого она добилась с протезами руки и ноги. И благодаря колоссальной силе духа. Любящая жена, мама 2 очаровательных мальчишек летом написала книгу-пособие “Как быть постоянно в потоке позитива”, которая уже стала настольной для тех, кто оказался в сложной ситуации в силу физического несовершенства. Она ежедневно доказывает, что все ограничения – у нас в голове.

– Я давно подумывала о восхождении на Эверест, взвесила все "за" и "против" и решила, что эта гора будет для меня слишком крутой, начну-ка я с Эльбруса, – рассказывает Саида. – Готовилась очень долго: в финансовом плане – это недешевое удовольствие. Нужно было купить тур, помимо того, чтобы добраться до места (гора находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, РФ). Собраться морально, потому что было много разных случаев, когда люди срывались, ломали себе ноги – и это речь о здоровых восходителях; физически – активно тренировалась. Эта поездка для меня много значит, по правде говоря, я до сих пор от нее отхожу. В мире есть люди, в основном без ног, которые покоряли Эльбрус, естественно, я ими вдохновлялась. Почему они могут? И я тоже поеду, смогу!

Поездка была не из легких, но после нее я пришла к выводу, что всё возможно. Да, в тот момент было тяжело: подниматься, когда у тебя скачет давление, когда не хватает дыхалки, когда даже здоровые люди опираются на 2 палки руками, а ты – на одну, еще и идешь на протезе... Притом что это в первый раз, ты не знаешь, что тебя ждет. Но в итоге, когда взбираешься на определенную высоту, радуешься, что наравне со здоровыми преодолела этот путь. Еще раз подтверждаешь, что можешь быть примером для других людей, которых мотивируешь и вдохновляешь.

У нас не получилось добраться до самой вершины, именно в ночь нашего восхождения дул сильный ветер, стоял туман. Было страшно: не видно, куда идешь, кругом снег, ветер, который сбивает с ног, многие люди, поднявшись на ратраке, отказались дальше идти пешком, для меня же это было важно. Поэтому я медленно шла, у меня был собственный гид. До сих пор вспоминаю это восхождение с трепетом. Мы остановились на высоте 5 300 м (высота Эльбруса – 5 642 м) и развернулись, но я довольна своим результатом! Думаю, что повторю подъем, теперь до самой вершины, но прежде планирую восхождение на Килиманджаро, надеюсь, что в ближайшее время.

Видели во мне другую

Саида называет себя Barbie-мотиватор – у идола девчонок были съемные руки и ноги, и это не мешало ей быть самой популярной куклой на планете. Несмотря на приобретенную в детстве инвалидность, Кенесарина смогла успешно реализоваться во всех сферах жизни и сегодня готова поддерживать других в их непростых ситуациях.

– По рассказам родителей, я родилась довольно здоровой девочкой, красивой. Мама меня наряжала – у меня были самые лучшие платья, огромные банты на голове, – рассказывает она. – Так произошло, что в возрасте 4 лет меня внезапно настигла болезнь: поставили диагноз – тромбоз. Но потом выяснилось, что врачи на месте так и не смогли определить, что за болезнь у меня развилась (в результате чего Саида лишилась руки и ноги. – Прим. авт.). В детстве было немного тяжело. Я была особенной, но этого не осознавала.

Мне хотелось играть с детьми, а они видели во мне другую: избегали, показывали пальцем. Я понимаю, что это свойственно детям. Но в душу закрались обида, страх.

Несмотря ни на что, я продолжала свою жизнь: окончила школу, университет, устроилась на работу. Я тоже была в числе тех, кто недоволен условиями, жалуется на окружение, требует что-то, но потом ко мне пришло осознание, что всё зависит от меня. Если хочешь лучших условий для себя, для своей семьи, должен постараться изменить свое мышление, восприятие. Любая ситуация, люди, которые встречаются на пути, – это зеркало тебя. Как ты будешь относиться к своему окружению, к своей жизни, так будут относиться и к тебе. У каждого человека есть свои испытания в этой жизни – кто-то справляется легко, а кто-то сразу сдается. Непосильных дел не бывает – думаю, они даны нам свыше, чтобы мы научились чему-то или кого-то научили.

Путешествия стали традицией

Глядя на Саиду, не сомневаешься, что ей по плечу любая вершина. Всё это стало возможным, потому что она никогда не относилась к себе, как к инвалиду.

– В нашей стране быть человеком с ограниченными возможностями, иметь какую-то инвалидность – конечно, тяжело. Но каждый в состоянии это изменить, – говорит она. – И изменить это можешь только ТЫ. Если действительно хочешь перемен в жизни. Например, я очень люблю путешествовать, побывала в 30 странах. Путешествия – моя стихия. Но так было не всегда. Я всегда ставила себе условие – выходить из зоны комфорта. Ходила в обычную школу, в университет, на практику. Это не были какие-то спецучреждения для людей с ограниченными возможностями, я никогда не выбирала такие места.

Честно сказать, никогда не пользовалась привилегиями для ЛОВ при поездках на автобусе, поезде, самолете и т. д., всегда была среди здоровых людей.

Когда устроилась на работу, где была единственной девушкой с инвалидностью, один менеджер, который был старше нас, сотрудниц, спросил: куда мы собираемся ехать в отпуск? На что мы, молодые девушки, ответили, что за границу дорого ехать, дома проведем отпуск. Единственный совет, который он нам дал, – не жалейте средств, раз в год выезжайте за границу. Раз в год каждый может себе это позволить. Сначала увидите одну страну, потом вторую, третью. Именно в тот год мы забронировали тур в Хорватию, с того момента с каждой зарплаты откладывали по чуть-чуть и копили на поездку. И каждый год выезжали куда-то, это стало привычкой, традицией. Потом я вступила в компанию, где путешественники приобретают по низким ценам поездки, благодаря этому стала ездить чаще.

Западло чувствовать себя инвалидом

Саида, по ее признанию, мечтает увидеть все чудеса света. Ее умение идти к своим целям восхищает и подписчиков из разных стран, причем не только людей с ограниченными возможностями. Она – мотиватор и для физически здоровых, люди сами тянутся к ней, чтобы поговорить, получить совет, поддержку.

– Незнакомые люди говорят: “Ты поднимаешь настроение”. На этой почве я недавно написала собственное пособие “Как быть постоянно в потоке позитива”. Есть приятные отзывы – говорят, что книга “вправляет мозги на место”. Я хожу на протезах всю осознанную жизнь, никогда не садилась в инвалидную коляску: во-первых, у меня нет второй руки, чтобы ею управлять, во-вторых, для меня это было западло – чувствовать себя инвалидом. Я всегда старалась делать всё возможное, чтобы люди не замечали, что у меня протезы. Одевалась соответствующе, когда получала новый протез, часами практиковалась перед зеркалом – избавлялась от своей хромоты. Я ношу протезы и хожу на каблуках! Даже были такие случаи, когда люди, с которыми дружила, только через полгода общения замечали, что у меня протезы руки и ноги, для них это был шок.

Когда начала активно вести страничку в соцсетях в качестве мотиватора, ко мне стали обращаться люди из многих стран – с постсоветского пространства, практически со всей Европы, писали в “личку”, что они вдохновляются мной, что я показываю им мир через свои путешествия, что всегда на позитиве. Они заряжаются этим позитивом, и им становится легче. Я их благодарю за обратную связь, тем самым они вдохновляют меня.

Понимаю, как порой тяжело принять свою болезнь, инвалидность, пусть с рождения или приобретенную, потому что здоровые люди, я прошу прощения, как дикари.

У нас, в Казахстане, здоровые люди не приучают ни себя, ни своих детей правильно относиться к людям с ограниченными возможностями. Например, элементарно: я еду в автобусе, кто-то замечает, пусть ребенок или взрослый, что у меня протез-рука – ее невозможно не заметить, потому что перчатка со временем чернеет, красится от одежды, и ее не отмыть. У нас протезирование происходит раз в году, то есть я ношу эту перчатку год без шанса ее поменять. Так вот в общественном транспорте люди смотрят не отрывая глаз, буквально пялятся. Естественно, я это вижу, мне становится некомфортно. Когда я была за границей, неважно где – в Азии, в Европе, в любой другой стране, такого никогда не было. Да, могли смотреть только дети, и родители им сразу говорили, что так разглядывать человека неприлично, или тут же объясняли, что от этого никто не застрахован. Они не акцентировали внимание на том, что что-то “ненормально” в моей внешности. У нас в стране этому не учатся и своих детей не учат, что существуют разные люди, что случаются такие ситуации, из-за чего человек может приобрести инвалидность. У нас люди на колясках-то не во все здания могут заехать. Это отношение угнетает. Если бы этого не было, тогда, возможно, люди с инвалидностью чувствовали бы себя более спокойно.

АЛМАТЫ