Поэтому МЧС по возможности подготовилось к потенциальной атомной катастрофе. Насколько хорошо – это совсем другой вопрос.
Как работает система оповещения
Именно с ее помощью ведомство планирует извещать граждан о потенциальной опасности.
«Если возникнет чрезвычайная ситуация, населению об этом сообщат через сигнал оповещения «Внимание всем» посредством громкоговорителей, радио и телевидения. Так, если слышите сигнал сирены – нужно включить радио или телевидение», - уточняют в ведомстве.
Однако регулярные проверки показывают, что многие не слышат предупреждения по той или иной причине, от «не расслышал и подумал, что приехал продавец молока» до «сидел в наушниках».
Добавим, что радио и телевидение сильно теряют актуальность, все больше людей получают всю информацию через Интернет.
Более того, система предупреждения в Алматы показала себя, мягко говоря, слабо во время двух сильных землетрясений в январе и марте текущего года. МЧС предприняло меры и обещает запустить новую систему, однако уверенности в ее идеальной работе со старта нет. Скорее всего, на отладку механизма, который должен будет охватить минимум 2 млн человек в Алматы, понадобятся годы. Если перевести масштаб на республиканский - и того больше.
Таким образом, в случае ядерного удара многие казахстанцы не узнают о нем заранее. Хотя эти секунды или, если повезет, минуты вряд ли что-то решат, так как масштаб поражения у ядерных боеголовок достаточно большой, а более слабые бомбы, скорее всего, будут отправлять партиями.
Где можно будет спрятаться
Если вкратце, позиция МЧС по этому поводу такая: бункеры у нас на этот случай есть, но мы вам не скажем, где они. То есть подавляющее большинство населения разместится разве что в своих подвалах или поедет в подвал к друзьям, например, в Каскелен. От радиации это, к сожалению, не спасет.
Если же более развернуто, то чиновники ситуацию не скрывают.
«Необходимо отметить, что согласно законодательству Республики Казахстан понятия «бомбоубежище» или «бункер» не применяются, а употребляется понятие «защитное сооружение гражданской обороны». Защитные сооружения гражданской обороны делятся на два типа: убежище и противорадиационное укрытие», - гласит сайт МЧС.
Отличие в том, что противорадиационное укрытие может защитить от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности. Простое убежище рассчитано на защиту «от поражающих факторов современных средств поражения, воздействия радиоактивных веществ, а также высоких температур и продуктов горения при пожарах, отравляющих веществ и бактериальных средств».
При этом МЧС прямо признает, что основная масса казахстанцев в убежища не попадет, на сайте так и написано: «Где укрываться населению, или почему защитные сооружения гражданской обороны – не для всех?».
Есть даже постановление правительства, которое гласит, что «защитные сооружения гражданской обороны предусмотрены для защиты нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала в учреждениях здравоохранения и наибольшей рабочей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне».
К слову, многие бомбоубежища остались нам в наследство от СССР и были в плохом состоянии, но в последние годы власти занялись восстановлением этих сооружений и вполне преуспели. Точные цифры не называют, так что количество и состояние убежищ скрыто от публики.
Куда должны идти все остальные люди?
«Предполагается, что основная часть населения в случае опасности сможет укрываться в простейших укрытиях на период угрозы», - говорится далее.
Простейшие укрытия – это подвалы, подземные паркинги и переходы, а у алматинцев есть дополнительный вариант в виде метро.
Что любопытно, в августе 2023 года министр по ЧС изменил правила постановки на учет и снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны. Внимание особенно привлекает пункт о том, что при снятии с учета теперь необходимо предъявлять не только кадастровый паспорт объекта недвижимости, но и сведения «о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество».
То есть теоретически в Казахстане есть достаточное количество бункеров, которые не просто принадлежат частным лицам, но и могут быть чем-то обременены? И это количество настолько велико, что пришлось привлекать министра и менять юридические документы? Только представьте судисполнителя, который за долги по алиментам или кредиту изымает не машину, а бункер.
Что предлагает МЧС
Гражданам, которые хотят повысить свои шансы при ядерной атаке, эксперты МЧС рекомендуют принять ряд мер.
- Заранее уточнить месторасположение простейших укрытий не только рядом с вашим домом, но и рядом с работой и местами, которые вы часто посещаете;
- Заранее уточнить в приложении 2ГИС места сбора населения для дальнейшей эвакуации «в безопасную зону»;
- Обращать внимание на звук сирены;
- Услышав его, надо будет включить радио или телевидение.То есть сюда добавим подпункт «иметь дома радиоприемник или телевизор, настроенный на один из основных казахстанских телеканалов», потому что YouTube подобное предупреждение явно не покажет.
Что дальше
Предположим, что достаточное число казахстанцев не попало под удар, услышало сирену, успело спрятаться, а потом смогло эвакуироваться в зону, которая осталась безопасной. Что делать дальше?
Выживать.
И вот тут будет сложнее всего, потому что ядерные удары с большой вероятностью будут означать достаточно крупномасштабную войну, которая отрежет нас от доступа ко всем видам спутниковой связи и прервет любое сообщение с другими странами. Не будет Интернета и импортных товаров. А мы импортируем очень много всего, в том числе товары первой необходимости, такие как еда или одежда. Импорт яиц, к примеру, вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Причем речь зачастую идет не только о готовой продукции, но и о семенах, без которых не вырастить урожай.
При этом Казахстан уже не прошел проверку бедствиями, которые были предсказаны синоптиками и механизм борьбы с которыми проработан опытом многих лет и стран, – пожарами и паводками.
Выводы сделать просто, и, к сожалению, они крайне неутешительны.