Множество стран объявляют друг другу санкции и контрсанкции, что негативно влияет на мировую экономику в целом. И если же с негативными последствиями для Казахстана на этом фоне все более-менее понятно, то о положительных моментах, которые наша страна может вынести из мировой санкционной войны, говорится не так часто.
Отечественный политолог Марат Шибутов в своем Telegram-канале озвучил несколько тезисов в пользу выигрыша Казахстана на фоне раскачивающейся санкционной повестки:
- Рост цен на основные сырьевые товары – прежде всего продовольствие, уголь, газ и нефть;
- Переезд в Казахстан региональных филиалов крупнейших ТНК и соответственно вместе с ними потоков денег за продажи, а в отдельных случаях и перенос производств и складов;
- Переезд в Казахстан крупных российских компаний и инвестиции в нашу экономику;
- Возможности для перепродажи товаров в Россию и Беларусь и обратно. Разумеется, не нарушая режима санкций;
- Приток клиентов в наши банки – карточки, депозиты, переводы;
- Усиление транзита из Китая и в Китай через нашу территорию – количество поездов и контейнеров, как и фур с грузами, постоянно растет;
- Увеличение туристического потока – пусть с разными целями, но людей с деньгами к нам приезжает все больше. Кто-то уехал от мобилизации, кто-то приехал посмотреть фильм на один день, а кто-то из Казахстана летит в другую страну.
Отдельно Шибутов отметил, что положительный эффект можно будет проследить для нашей экономики в целом, государство и крупный бизнес точно улучшат свое положение, а вот люди и МСБ – как у них получится. На низовом уровне все зависит от того, как казахстанцы воспользуются открывшимися возможностями и в каком месте производственной цепочки находятся граждане.
Медиа-портал Caravan.kz приводит экспертное мнение касательно вышеобозначенных предполагаемых позитивных последствий для экономики Казахстана на фоне развернувшейся санкционной войны.
«Действительно, для Казахстана, чья экономика во многом определяется конъюнктурой рынка энергоносителей, влияние антироссийских санкций оказалось достаточно позитивным, - отметил аналитик компании Esperio Нурбек Искаков. - Рынок нефти до сих пор, несмотря на угрозу глобальной рецессии, удерживается в очень комфортной для Казахстана премиальной зоне, которая образовалась в 2022 году на фоне резкой эскалации отношений России с Западом.
Потеснят ли казахстанцев на рынке труда приезжие россияне
Если бы этой эскалации не было, то вместо среднегодовой цены в $95,00 за баррель Brent, мы бы сейчас имели цену в $75,00, то есть нефтяные доходы Казахстана в таком случае могли быть примерно на 20 % меньше. Излишне говорить, что помимо очевидного для этой ситуации более быстрого скатывания экономики РК в циклический кризис, который уже широко шагает по миру, более низкие нефтяные цены привели бы и к сокращению возможностей государства по финансированию социальных расходов, особенно учитывая и без того высокий дефицит республиканского бюджета».
По словам Искакова, с момента начала так называемой «специальной военной операции» России в Украине мы действительно наблюдаем увеличение количества действующих иностранных компаний в Казахстане примерно на 10-12 %. Наибольшую активность в регистрации юридических лиц и филиалов юридических лиц в Казахстане демонстрируют граждане России, Беларуси и Узбекистана.
«Заинтересованность в Казахстане, как организационном бизнес-хабе, демонстрирует и динамика притока капитала в РК. С 2019 года он был отрицательным, а в четвертом квартале 2021 года вышел в небольшой плюс ($125 млн.), после чего в первом квартале 2022 года подскочил до $4 млрд.
Очевидно, что этот всплеск является прямым следствием конфронтации России и Беларуси с Западом и санкций, так что нельзя считать его постоянным. Если конфликт в Украине приведет к санкционной разрядке, то бизнес может уйти обратно. Так что в интересах РК показать пришедшим компаниям, что Казахстан является более интересной и комфортной площадкой для развития», - подчеркнул аналитик.
Россия закрыла свой рынок от поставок мяса из Казахстана: почему для РК это хорошо
Что касается релокации транснациональных компаний (ТНК) из России в Казахстан, то тут, по мнению эксперта, все гораздо сложнее, потому что они привыкли смотреть на ситуацию более стратегически, принимая решения со значительным временным лагом или после того, когда будущие условия становятся понятными.
«Пока что мы видим единичные кейсы реальной релокации (пример американская нефтесервисная компания Honeywell) и достаточно большое количество ТНК, которые выразили такую готовность. По сообщениям МИД Казахстана, около 43 крупных иностранных компаний сообщили о подобной возможности. Но опять же итоговые решения будут зависеть от развития ситуации вокруг Украины», - подметил наш спикер.
Вместе с тем очень серьезное позитивное воздействие западные санкции против России и Беларуси оказали и на сектор перевозок РК, добавил Нурбек.
«Количество заявок на автомобильные и ж/д грузоперевозки в 2022 году выросло в несколько раз, особенно мощным оказался прирост по направлениям России и Беларуси - на 130 % и 150 % в сравнении с 2021 годом соответственно. Единственной значительной проблемой здесь стал дефицит самого автомобильного и подвижного ж/д транспорта; если бы такого ограничения не было, то прирост мог быть еще большим», - убежден аналитик.
Солидарен с мнением Шибутова аналитик и по части притока клиентов в банковскую сферу.
«Финансовый сектор Казахстана одним из первых ощутил на себе позитивные последствия геополитических событий 2022 года. Точных оценок тут нет, это вполне понятно, никто не хочет увеличивать вероятность вторичных санкций, так что оценки можно делать лишь по косвенным фактам.
Например, объем избыточных наличных рублей, который образовался в первой половине 2022 года, достигал 35-40 млрд рублей. Естественно, объем безналичных операций должен был быть в разы больше, значит, казахстанские БВУ должны были получить очень хорошие комиссии за обслуживание экстренной релокации части российского капитала. И это не считая доходов от «карточного нашествия», из-за которого банкам РК даже пришлось даже вводить неестественные ограничительные требования на выдачу банковских карт», - отметил специалист.
С влиянием антироссийских санкций Запада на контейнерный транзит из Китая и в Китай, по словам Искакова, несколько сложнее.
«В России этот способ транспортировки по итогам 2022 года может просесть на 25-30 %, что, казалось бы, должно очень позитивно сказываться на перевозчиках РК. Однако, из-за логистических ограничений, а также из-за продолжительных антиковидных локдаунов в Китае Казахстан в 2022 году, вероятно не сможет выполнить плановых значений по контейнерному транзиту. Еще в августе о неутешительных результатах отчитывался министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев», - подытожил Нурбек Искаков.
Насколько миграция россиян и приток рублей страшны для Казахстана
По мнению директора Института мировой экономики и международных отношений Акимжана Арупова, насчет возможностей Казахстана заработать на санкциях не стоит строить особых иллюзий, ибо нельзя перестроить сложившуюся систему за пару лет. Речь идет об обеспечении наших глобальных интересов и о необходимости программ, рассчитанных на десятилетия.
Эксперт также отметил, что Казахстан может реагировать ситуативно, и в этом плане поступает грамотно: там, где есть возможность и нет противоречий международным обязательствам, наша страна проявляет полезную активность, но как только появляется угроза нарушения каких-либо международных соглашений, следует реакция с нашей стороны.
Вместе с тем Арупов подчеркнул, что проблемы Казахстана на сегодняшний день неразрывны с болезнями всей мировой экономики. Говоря о шуточных высказываниях о том, что окно возможностей высоковато для Казахстана, – могут и подсадить, и лестницу подставить, если это будет в интересах каких-либо государств, подчеркнул специалист.
Как мобилизация в России ударит по экономике Казахстана
Подытоживая, Арупов отметил, что Казахстан очень взвешенно подходит к санкционным вопросам, четко осознавая свои экономические интересы, ибо в соответствии с ними другие участники мирового экономического процесса отнесутся к нам с пониманием.
Экономист Рафаэль Жансултанов в свою очередь убежден, что через полгода-год Россия адаптируется к санкциям. На 2022 год Всемирный банк прогнозирует рост российской экономики на 2,2 %, который, по словам Жансултанова, сравним с мозолью: она появляется, когда постоянно бьешь в одно и то же место, и со временем уже не больно. Через какое-то время Россия все-таки окрепнет. Полного иммунитета к санкциям не возникнет, но и в рамках ограничений страна сможет развиваться.
Казахстану же, подчеркивает эксперт, необходимо воспользоваться моментом. Со времен СССР основными центрами производства были Россия и Беларусь. Казахстан ввиду объема экономики оставался лишь рынком сбыта. Сегодня, когда против России и Беларуси введены санкции, у РК есть возможность перестроить цепочку производств и перенести на нашу территорию многие предприятия из этих стран.
Но при этом, по его мнению, следует понимать, каковы конкурентные позиции Казахстана. Если говорить о традиционных сферах, то, например, производители скоропортящейся продукции, по словам эксперта, вряд ли станут переносить к нам свои производства: в Поволжье, Краснодарском крае и других регионах России другой климат, и эти отрасли развивались там веками. Переехать могут производители товаров длительного пользования (с расчетом на рынок ЕАЭС). И также – технологические компании: многие из них из Украины, Беларуси, России уже перебрались в Казахстан. Нам, считает он, нужно привлекать их в МФЦА, на AIX, которые мы начали формировать задолго до кризиса.