Как казахскую красавицу увезли в тундру

С бессменным руководителем “Айналайын” Айгуль РАЗАКОВОЙ мы познакомились на недавней выставке в Астане, где были представлены достижения отечественных производителей. Среди разнообразия павильонов уголок Айгуль Ашимовны и ее подопечных притягивал особой теплотой: от мягких корпешек (одеяла (каз.). – Прим авт.), асыков и барашков веяло домашним уютом и волшебством детства.

– Вот эту красавицу создала участница нашего общественного объединения Колганат ОНГАРБАЕВА. В 8-м классе у нее стало ухудшаться зрение. Сейчас девушке 26, и она совершенно не видит. В маленьком селе, каковым является наш Аса, для здоровых не всегда находится работа, а тут незрячесть.

Но для человека трудолюбивого и творческого инвалидность и другие обстоятельства не помеха, и домашние стены Колганат и многие местные ребята сменили на активную жизнь. Девушка начала вести занятия в кружке оригами, которые не только вовлекли школяров в интересное занятие, но и научили ценить жизнь.

– Когда дети, окруженные теплотой и любовью Колганат, видят, как она, слепая девушка, радуется жизни и ценит каждый миг, они пересматривают собственное отношение ко многим вещам. Здоровые дети становятся более ответственными за свою жизнь, которая есть дар, – отмечает глава “Айналайын”.

Сегодня творения участников объединения – а это игрушки, асыки, одеяла, тумары (обереги (каз.). – Прим. авт.) – живут не только в домах односельчан, но и в самых дальних уголках земного шара.

– Как-то мы участвовали в новогодней выставке-ярмарке одной крупной международной компании, куда наше объединение пригласили как члена Клуба ЮНЕСКО. На выставку приехали финны, и один из юных представителей северной страны просил родителей купить куклу: “Please, please…” (пожалуйста (англ.). – Прим. авт.), – кричал он, так ему пришлась по душе красавица, созданная нашей Колганат. Вот так наша кукла уехала в Лапландию, – вспоминает Айгуль Разакова.

А у казахстанцев особым спросом пользуются авторские корпешки – еще один проект объединения.

– Мы стремимся сохранить казахскую культуру в городских условиях. И спрос на такую продукцию сегодня очень высок: люди хотят обставлять свои дома в современном стиле, но с учетом национального колорита. Корпешки мы шьем разных видов и дизайнов, есть корпешки в виде пазлов – для детей. Из таких вот мягких деталей можно собрать диван, кресло, домик – всё, что угодно. Для малышей это безопасная игра плюс развиваются моторика, восприятие цветов. Глядишь, и дизайнеров так будущих вырастим, – улыбается Айгуль Ашимовна. – И еще один важный момент: мамы могут не уметь шить, но таким образом они могут сохранить тесный контакт с ребенком, играя с ним вот в такие “стройки”.

Одеяла жамбылских мастериц дарят на рождение детей, включают в приданое невест, кладут в чемоданы казахстанцам, живущим за рубежом, говорит наша собеседница. А учитывая пожелания практичных хозяек, в объединении стали шить авторские корпешки на синтепоне.

В национальном стиле в “Айналайын” создают не только куклы и одеяла – в противовес современным монстрам местные мастерицы предлагают комплекты игрушек “Ауыл”, включающие целые стада баранов и другой домашней живности.

– Наше дело – это успешный пример инклюзивного образования, когда в одном сообществе учатся и творят люди с разными исходными возможностями. И вообще, мне не нравится слово “инвалид” – для нас все равны, несмотря на здоровье, возраст, образование, умение шить и другие факторы. Главное – желание трудиться и нести радость.

В прошлом году “Айналайын” был признан лучшим социальным проектом, по оценке министерства здравоохранения и социального развития.

– Радует, что нас поддерживает государство, выделяет гранты. Но мне хочется, чтобы у “Айналайын” появилось собственное здание, где могли бы разместиться все желающие дети, а их у нас сейчас очень много. Мечтаем создать молодежный центр, чтобы обучать детей ручной работе и социальному бизнесу. А еще я и мои ребята мечтаем открыть национальную фабрику по производству корпешек и игрушек, – поделилась с нами планами Айгуль Разакова.

АСТАНА