Это говорит о том, что даже сейчас в наших соотечественниках крепко мифологическое мышление, и такую вещь, как политика, они свободно связывают с силами зла. А верования эти берут истоки ещё в кочевом прошлом казахов, и одной магической травой средства защиты от тёмных духов не ограничивались.
Редакция медиа-портала Сaravan.kz разобралась, как у казахов принято оберегать себя от потустороннего зла. Хотя фальсификация - скорее, зло поэтостороннее...
Адыраспан также известен как степная рута, могильник, белобок,собачье зелье, дикая рута, бибик, испанд, хармаль. Растение многолетнее, у казахов оно считается сакральным, поэтому именно из него делаются маленькие веники, которые подвешиваются над входной дверью, чтобы защитить жилище от сглаза и т.п. Некоторые, впрочем, подобно героине видео с избирательного участка, приписывают адыраспану и более утилитарные свойства, например, его дымом окуривают помещение с целью убить микробов и отогнать болезнь.
С научной точки зрения всё это не менее интересно. С одной стороны, у адыраспана подтверждены определённые целебные свойства: в нем содержатся и гармалин, который успокаивает сердечный ритм, и пеганидин, который действительно обладает противомикробными свойствами. И это далеко не всё - есть в нём элементы, которые могут помочь: при депрессии, астме, болезни Паркинсона... В общем, звучит, как какая-то панацея, поэтому неудивительно, что казахи так много внимания уделили этой траве, учитывая широкий спектр её применения.
Слово "айналайын"
Другое средство защиты от зла - знаменитое и загадочное слово "айналайын", с переводом которого затрудняются все, и никто не может сойтись на точном определении по-русски. Когда ищут его аналоги, предлагают "миленький" и "голубчик", но все обычно приходят к одному - что это всё не то и не передаёт отношения, заложенного в слове. По данным Чокана Валиханова, смысл выражения восходит к эпохе тенгрианства, когда люди верили, что болезнь может прийти оттого, что в человека вселился джин. И в таком случае проводился обряд, так называемое "кружение вокруг больного". Во время кружения люди повторяли: "айналайын", для того чтобы забрать боль своего близкого; и именно из-за этого значения этнограф писал, что это самое нежное, что может сказать казах - готовность принять на себя самую тяжёлую ношу близкого человека.
Другие защитные слова
Однако, если кружения не помогали, а в семье то и дело рождались болезненные дети, которые часто умирали, родители... начинали давать им неблагозвучные имена. Это делалось, чтобы ввести в заблуждение смерть: показать, что этого человека не очень-то здесь ценят, поэтому нанести так вред семье не получится. Так и появились имена вроде Сасык - "Вонючий", Жаман - "Плохой", Бокмурын - "Сопливый нос". Также, пытаясь выдать ребёнка не за того, кем он является, чтобы обмануть смерть, детей называли именами других национальностей, и скакали по степям Маши и Степаны.
В отдельную категорию можно отнести имена, связанные с псами: Итбай - "собачий", или Итаяк - "собачья нога". Обычно это объясняют культом собаки, которая со времён зороастризма считалась защитником человека.
Перья филина
Другое животное, к которому у степных жителей было собое отношение - это филин, а как "родственница" вместе с ним почиталась и сова. Казахи верили, что части тела этих птиц охраняют от злых духов, однако убивать их запрещалось, поэтому обычно оставалось довольствоваться только перьями. Их привязывали, как адыраспан, ко входу в юрту, или на шанырак, или к колыбелям детей, пришивали их на одежды, ковры и даже на головные уборы. В общем, куда пришивалось, туда и пришивали - лишь бы защитить дорогих людей.
Между прочим, желание заполучить амулет, связанный с совой, привело к тому, что создали "уки аяк": металлическая пару когтей в серебряной оправе.
Серьги и другие украшения
Украшения тоже несли защитную функцию. Самыми важными и сакральными считались серьги: девушки носили их с малых лет и до смерти - даже на похоронах можно было забрать все украшения, но серьги оставляли на покойнице. Если уж всё же было необходимо снять их с мёртвой женщины, то требовалось не расстёгивать, а порвать мочки.
Серьги получали защитную функцию благодаря узорам флористического и зооморфного характера - наносишь изображение защитника на серьги, и они сами начинают защищать. Идея того, что изображение тождественно предмету, который оно запечатлело, была у разных народов, и у казахов в том числе.
Огонь
Неотрывная часть тенгрианства - вера в очищающую силу огня. Возвращаясь издалека, путник проходил между двух зажжённых факелов или костров, чтобы оставить в огне всё плохое, что мог собрать в дороге. Культ огня выражается во множестве других традиций. Например, на праздновании рождения на третий день, пока гости отмечают, возле младенца горит маленький огонёк-оберег - это может быть ватка, деревяшка или что-то в этом роде. Он должен гореть вплоть до сорока дней, охраняя пока ещё беззащитного человека.
Такая вот у казахов защита от тёмных искусств. Совсем не то, что в "Гарри Поттере"...
Напомним, недавно мы писали, какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда.