Упрощение системы госзакупок привело к появлению целого посредников, которые окучивают каждый тендер силовиков, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
"Видели, новый премьер Бектенов поручил закупать госорганам только казахстанский текстиль? Вам теперь проще должно быть", - сказал я, позвонив знакомой директрисе одной из швейных фабрик.
"Легче? О чем вы? Еще хуже стало. Давайте вместе зайдем на портал государственных закупок, и вы увидите, что все только хуже стало", - ответила директор. – "Но систему строил умный человек, это видно. И, видимо, с одной целью: поднять ВВП в два раза. Через госрасходы".
Фабрика. Коридоры завалены тюками с трусами, штанами и куртками. Для прохода остался проем в полметра. Такими же тюками заставлена и часть пошивочного цеха.
"Это заказчик отодвинул дату сдачи на пару недель позже, приходиться выкручиваться", - встречают меня на швейной фабрике.
Вся система госзакупок создана так, что обычная швейная фабрика, работающая в Казахстане, вряд ли сможет получить нормально госзаказ.
Потому что надо не только знать, как работает портал государственных закупок. Наверное, надо знать и тех, кто подает заявки на закупки.
"Например, есть лот номер 63735683-ОК1. Заказчик – Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан", - рассказывает директор. – "Мы можем пошить одежду для военнослужащих, поэтому ищем позиции «китель», «костюм», «брюки», «трусы», «рубашка», «футболка». Поэтому ищем по этим ключевым словам. Но тут нам пишут, что надо искать бронежилет. Скинули номер заявки. Зашли в портал и на самом деле - обнаружили в этой заявке сразу три лота: бронежилет, металлоискатель и костюм. Мы, правда, не можем такой костюм пошить. Он специализированный, для саперов. Но возмущает сам факт: зачем в одну заявку ставить три лота? Чтобы спрятать?"
На самом деле прием очень распространенный. Каждая вторая заявка состоит из нескольких лотов, по которым будут проходить отдельные конкурсы поставщиков.
Чтобы было понятнее, есть и другие методы подачи объявления. Например, заявка 11678797-1 – Департамент полиции Шымкента подал заявку на пошив форменного обмундирования для своих сотрудников. В объявлении так и написано – «Закупка обмундирования для департамента полиции города Шымкент». Сразу понятно, что нужно заказчику. 63 позиции – брюки, рубашки, погоны, полуботинки, фуражки, кепи, аксельбанты, пуловеры. Все, что положено выдать полицейскому для службы.
Или можно так, как сделал Шымкентский филиал РГП «Военно-техническая школа» минобороны. Он прямо в объявлении 2157487-1 указал все, что им надо – «Ремень (брючный), Ремень (полевой), Сумка, Футболка». Захочешь – не пропустишь.
Другой способ спрятать объявление – указать, что закупаешь не товар, а услуги по пошиву.
Вот отдел образования района Беимбета Майлина в Костанайской области подал объявление № 9426002-1 «Услуги пошива спортивной формы». Ничего необычного: надо сшить 180 комплектов футболок и шорт, и еще 144 спортивные олимпийки детских размеров. Конкурс состоялся.
"Но по факту это ведь закупка товара, а не услуги по пошиву", - возмущается директриса. – "Чем этот лот отличается от обычного заказа? Пошив – это услуга, значит, у исполнителя должно быть только производство, а сырье, то есть ткань, из которой шьют эти спортивки, заказчик должен предоставить сам. Но цена – больше 13 тысяч за каждую олимпийку – говорит, что ткань производитель должен купить сам".
Из свежего – лот №22201892-ОЛ-ЗЦП1: вч 28237 МЧС закупает вещевое имущество. Но делает это хитро – объявляет конкурс на пошив одежды. Более-менее нормальная фабрика за него не возьмется – в лоте только один комплект одежды. Заказ, видимо, под конкретного человека. Но в таком случае было бы проще дать офицеру/генералу деньги, отрез ткани - и он сам пошьет себе форму в ателье. В общем, создается впечатление нарочитости. Но под своего исполнителя.
Снижение требований к поставщикам привело к тому, что в госзакупках стали участвовать не только предприятия, но и ИП или предприниматели, работающие по патенту. Это привело к появлению слоя посредников между заказчиками и фабриками.
Снова Шымкентский филиал РГП «Военно-техническая школа минобороны» дал объявление №2157395-1 «Ботинки (летние), Ботинки (утепленные), Шапка (ушанка), Фуражка (полевая)». На конкурс по пошиву ботинок подали заявки сразу 15 кандидатов. Из них 10 ИП и пять ТОО-шек. Никто не спорит, может быть, у них есть такие мощности по пошиву качественной обуви, каких у конкурентов нет. Но почему на гражданском рынке нет качественной обуви от ИП «Анара» или ИП «Кадыркожа»? Все-таки пошить 228 пар ботинок – работа серьезная.
Конкретно этот конкурс состоялся в 2018 году. Но сейчас можно найти списки, где участвуют около 20 конкурсантов, из которых половина – ИП.
Кто одевает казахстанский спецназ, и почему европейцам так полюбились отечественные пуховики
"Мы подали заявку на пошив одного элемента обмундирования для силовиков, и конкурс выиграл тот, кто поставил цену чуть ниже нас", - рассказал представитель другой компании. – "И потом этот ИП пришел к нам и предложил нам исполнить этот заказ, потому что у него нет производственных мощностей. Мы, конечно, отказались. Вы думаете, он расстроился? Ничего подобного. Как потом нам рассказали, он раскидал заказ среди мелких цехов".
Другой ИП предложил фабрике пошить трусы. Этот конкурс она тоже проиграла. Отказались. Тогда он не стал ничего придумывать и просто заказал трусы в Кыргызстане. Каким-то образом привез партию в Казахстан и передал заказчику. Правда, не всю. Но никаких штрафных санкций против него не было.
"Такое происходит регулярно, потому что требования к отечественному производителю якобы снизили. Зачем тогда нужны индустриальный сертификат, ISO и Казстандарт? Индустриальный сертификат стоит полмиллиона тенге. Чтобы построить на предприятии систему ISO, надо держать на фабрике отдельного человека. Значит, надо платить ему зарплату, взносы в ЕНПФ и страхование, обеспечить ему рабочее место. Зачем мне вся эта головная боль если я могу все из Кыргызстана привезти?" – недоумевает директриса.
В общем, все, что происходит на госзакупках, реально приведет к росту экономики. Но через затраты бюджета. Метод рабочий, другое дело, что к хорошему это не приведет. Слишком много посредников и в слишком мутном пруду.