О том, как из лентяя сделать успешного ученика, корреспонденту Caravan.kz рассказала бывшая преподаватель средней школы с 40-летним стажем, ныне пенсионерка, Айша Султангалиева.
- Почему, на ваш взгляд, ученики ленятся, ведь учиться так интересно?
- Речь тут не всегда идет о лени. Ведь не все дети от природы лентяи. Кто-то боится совершить ошибку, сказать что-то неправильно и быть осмеянным сверстниками. И в этом порой виноваты мы сами – родители и преподаватели. Например, ребенок не сразу смог решить задачу, а мы в раздражении тут же выдаем вердикт: «ну, почему ты такой глупый, не видишь, что ли…» и тому подобное. Так вот, чтобы не быть «глупым», а в понимании ребенка – плохим, ему проще назваться больным или же свалить все на то, что учительница якобы плохо объяснила тему. Что угодно, но виноват в плохой успеваемости точно не он. Боязнь ошибки убивает инициативу и интерес к учебе.
- Значит, лень тут не причем?
- Лень как таковая тоже имеет место быть. Но ведь не ленятся же наши дети все время что-нибудь читать и смотреть в своих смартфонах. Да, зависимость от гаджетов и Интернета сейчас, к сожалению, очень сильна. Чем решать задачи или учить стихотворение, смысл которого к тому же вполне может быть непонятен ученику, гораздо интереснее смотреть Тик-Ток, резаться в игрушку или же обсуждать с одноклассниками различных блогеров. Тут мы имеем перевес интересов. И Интернет, и зависимость от гаджетов зачастую перевешивают.
Еще одна причина нежелания учиться мысль о том, что учеба – это пустая трата времени. Ребенок думает: «Зачем напрягаться, если я, когда вырасту, буду торговать машинами или сотовыми телефонами, и учеба для этого вовсе не нужна». То есть многие дети считают, что для того, чтобы заниматься бизнесом, образование не нужно. К тому же зачем учить что-то, если всегда Интернет под рукой – захотел что-то узнать и посмотрел в смартфоне. Отсюда мы имеем отсутствие присутствия на уроках. Сам ученик в наличии, но все, что происходит на уроках, его глубоко не интересует.
- Как же заинтересовать чадо в учебе?
- Вот тут мы и будем отталкиваться от причины. Главное - не пускать все на самотек. Выясните, почему вашему ребенку неинтересно учиться. Но, конечно, существуют и универсальные советы. Например, такие.
Хвалите и отмечайте даже самые незначительные успехи вашего школьника.
Поощряйте его браться за сложные дела и задания.
Никогда не отказывайте в помощи, если он ее просит. Но имеется в виду именно помощь, а не выполнение задания вместо ребенка.
Относитесь к детским ошибкам философски, как к неизбежным сопутствующим обучающего процесса.
Попросите его подумать над важностью тех или иных процессов: почему важно убирать в комнате или учить математику. Пусть он сам сформулирует смысл этих действий и придет к нужным выводам.
Приучайте ребенка организовывать день так, чтобы ему хватало сил и времени на все занятия, в том числе и развлечения. Составьте вместе план дня и помогайте его придерживаться. Это надо контролировать.
Но если эти испытанные пункты не подействовали, я советую применить мой собственный опыт. Несмотря на то, что я сама учитель, мой сын в свое время тоже не желал учиться. Поэтому мне не раз приходилось краснеть за его неуспехи. И вот что я сделала. Я стала показывать сыну людей разных профессий за работой. Начала с нашего дворника. Попросила его дать моему сыну метлу, для того чтобы он подмел наш двор вместо взрослого. Сын натер мозоли и пришел домой весь в пыли и царапинах. Было ясно, что дворником быть он не захотел – уж очень тяжело. К тому же сын страдал астматическим бронхитом и от пыли у него начался очередной приступ. Так мальчишка понял, что для подобной работы нужно иметь хорошее здоровье, которого у него, увы, не было.
А как-то на каникулах я отвела его к соседу, тот строил у себя во дворе летнюю кухню. Я попросила разрешить сыну таскать кирпичи и мешать цементный раствор в небольшом корыте. Я терпеливо ждала полдня, наблюдая, как сын старается показать, что он справляется. К обеду мой 12-летний работник устал и захотел есть. А я объяснила, что он работал всего полдня! Но, если, к примеру, он выберет профессию строителя, то так работать ему придется полный рабочий день – 8 часов, 6 дней в неделю. В любую погоду - и в дождь, и в снег. Это произвело на него впечатление. И с тех самых пор он принялся наверстывать упущенные знания, так как понял, что все люди различаются по своим физическим кондициям. Я же в свою очередь, подсовывая интересные книги, пристрастила его к чтению. По точным наукам пришлось нанять репетитора на некоторое время. А потом он уже успевал по всем предметам сам. Окончил сын школу не с медалью, но с очень приличным аттестатом и стал врачом. Потеря концентрации и психоз: что грозит казахстанским детям после продления учебного года
Разумеется, не обязательно, как я, вручать вашему ребенку метлу или тащить на стройку. Отведите его на свое рабочее место или в свою кампанию и покажите, как вы и другие люди там работают. Объясните, кто и чем занимается. И кто где для этого и чему учился. Возможно, эта экскурсия даже поможет определиться школьнику с будущей профессией.
Думаю, из вышесказанного понятно: для того, чтобы хорошо учиться, ребенок должен иметь серьезный стимул. Только сразу предупрежу: никогда нельзя подкупать ребенка. Иначе это будут старания не за получение знаний, а за получение вещей. И в ход будет идти хитрость, а не труд. Вообще же почаще говорите с вашим сыном или с дочкой, знайте, чем он или она живет, что его или ее волнует, чем интересуется. Тогда и вопросы успеваемости будут решены в текущем, повседневном ключе.