Как и зачем Касым-Жомарт Токаев перенастраивает социальные программы в Казахстане

Наши корреспонденты проанализировали подписанные Токаевым документы и пришли к выводу: президент сконцентрировался на улучшении жизни простых людей в течение нескольких ближайших лет.

О чем и о ком можно вести речь

По данным официальной статистики, к 1 февраля в Казахстане проживало 18 млн 415 тыс. 501 человек, причем более 58% населения — в городах и 42% — в селах. Для сравнения: в 1991 году, когда Казахстан обрел независимость, соотношение городского и сельского населения было примерно таким же, но общая численность была на 2 млн человек меньше. Общий рост населения привел к довольно резким темпам урбанизации, что естественным образом сказалось на социальной сфере. К примеру, за прошедшие годы помимо Алматы городами с миллионным населением стали еще Нур-Султан и Шымкент. Несмотря на позитивную коннотацию (к примеру, в соседней России власти вынуждены бороться с естественной убылью населения), бурное развитие городов потребовало быстрой реакции со стороны власти: появился общественный запрос на улучшения в социальной сфере. 

В конце февраля 2019 года прошел XVIII съезд партии Nur Otan, на котором с огромным пакетом социальных инициатив выступил первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он анонсировал ряд пакетных мер: повышение зарплат работникам бюджетной сферы, дополнительную поддержку многодетных семей, и дополнительные средства на строительство арендного жилья. Чтобы выполнить свои обещания, размер гарантированного трансферта из Национального фонда в 2019 году увеличен до 2,7 трлн тенге.

Мерам социальной поддержки Назарбаев посвятил довольно много времени, особо отметив, что «сегодня важно усилить меры по повышению уровня благосостояния казахстанских семей». Он подчеркнул, что «они напрямую затронут более 1 миллиона гражданских служащих, занятых в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта, сельского хозяйства и других». Также он поручил с 1 июля 2019 года повысить заработную плату низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы до 30% и поднять в среднем на 25% зарплату низовым работникам исполнительных органов, которые непосредственно работают с гражданами на районном и областном уровнях.

В сущности, имея такую программу, вступивший в должность в марте президент Токаев мог и не расширять объемы поддержки социальной сфере: обещанные еще в феврале меры были без преувеличения масштабными. Но у второго президента явно свой взгляд на функционирование социальной сферы. 

К примеру, улучшение благосостояния граждан страны он предписал начать раньше. 15 апреля президент подписал изменения в бюджет, благодаря чему обещанное повышение зарплат передвинулось на 30 дней назад.

«Теперь более 1 миллиона низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, непосредственно работающих на сельском, районном, областном уровнях, уже с 1 июня 2019 года смогут получить повышенные заработные платы», — указал Токаев, комментируя решение в своем аккаунте в сети микроблогов Twitter.

Немногим ранее глава государства поддержал оказание социальной поддержки малообеспеченным гражданам и многодетным семьям. Согласно подписанным документам, минимальные выплаты на каждого ребенка в малообеспеченных семьях установлены в размере 20789 тенге, также до 70% от прожиточного минимума повышен критерий оказания адресной помощи для малообеспеченных граждан и многодетных семей. Законом также предусмотрено увеличение на 30% размера ежемесячного государственного пособия для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, и лиц, осуществляющих уход за инвалидом первой группы с детства. Эти меры особенно важны на фоне крайне сложного положения многодетных матерей.

Обеспечение жильем и улучшение сферы здравоохранения

Один из ключевых вопросов, к которым приковано внимание действующих властей, касается обеспечения людей жильем. К примеру, в рамках программы «Нұрлы жер» планируется строительство более 40 тыс. арендных квартир преимущественно для малообеспеченных семей из числа многодетных, на что в ближайшие 7 лет необходимо дополнительно выделять по 50 млрд тенге ежегодно.

Для многодетных и неполных семей, семей с детьми с ограниченными возможностями, имеющих низкие доходы — прорабатывается льготный механизм предоставления жилищных займов под 2-3 процента годовых. Деньги под программы уже начали выделять, однако Токаев предложил значительно ускорить работу по социально уязвимым гражданам. В итоге 40 тысяч арендных квартир начнут выделять уже с мая.

При этом, значительно расширяется и система услуг здравоохранения — насколько можно судить по основным документам и проектам, речь идет о комплексных усилиях властей — в частности, чтобы обеспеченные жильем малоимущие семьи получали качественную медицинскую помощь по месту проживания.

«До сих пор сохраняются сложности с доступом к элементарным медицинским услугам в регионах», — отметил Токаев в середине апреля. И заверил, что вопрос остается на контроле: «Важно продолжать работу в этом направлении. Вопросы охраны здоровья граждан находятся под моим пристальным вниманием».

При этом ранее было анонсировано, что расходы на службу общественного здравоохранения и первичную медико-санитарную помощь будут увеличены с 40% до 60% от общего объема финансирования здравоохранения. В частности, на развитие сферы здравоохранения было поручено выделить порядка 120 миллиардов тенге. Они пойдут на улучшение качества и доступности оказания стационарной медицинской помощи в 7 регионах с охватом порядка 100 тысяч пациентов в год.

В целом, приоритеты Токаев отследить довольно несложно. Большая часть сообщений в его аккаунте сети микроблогов Twitter касается решения стратегических задач в оперативном режиме.

Если же проанализировать действия президента с бюрократической точки зрения —можно прийти к еще более любопытным выводам. Глава государства корректирует в первую очередь социальные программы, причем в значительной мере именно те, которые напрямую касаются улучшения жизни простых людей. Но поскольку делает это он с хирургической точностью, его действия сложно назвать реформами. Скорее, он занимается тонким перенастраиванием системы — не изменяя базовый инструментарий, но заставляя его работать лучше и эффективнее.

Второй момент, на который точно строит обратить внимание — это действие документов, которые подвергаются вмешательству. Каждая из социальных программ рассчитана на ближайшие годы — как минимум, заложенный бюджет корректируется до 2021, а в некоторых случаях и до 2025 годов. Это означает, что Токаев, при сохранении курса на преемственность, постепенно перестраивает базовые нормативы под собственное видение социальной политики. И делает это он с дальним прицелом.

Денис САЗОНОВ