О том, какими правами и свободами будут обладать казахстанские не только СМИ, но и интернет-ресурсы, что включает в себя понятие «особый статус журналиста», насколько сокращены сроки исковой давности или сроки рассмотрения запросов от СМИ, с Caravan.kz поделилась сенатор Асем Рахметова.
"Я, проработала в данной сфере много лет, а также почти десять лет в - управлении внутренней политики на разных должностях, в том числе и в качестве руководителя, и мне очень импонирует, что нововведения в данный закон наконец были осуществлены. В него было внесено много изменений, но, главное – на деятельность журналистов обратили внимание. И, пусть непосредственно в статусе журналиста пока немного изменений, я думаю, главное – начало положено. Мы должны над этим еще поработать. Так же, как и над теми моментами, что журналисты часто остаются вне действия каких-то программ по приобретению жилья или даже без элементарной защиты", - сообщила сенатор.
Еще один момент, который был поднят в ходе обсуждения законопроекта, это сокращение срока исковой давности.
"Почему-то на него мало кто обращал внимание, однако это очень важная новелла. Потому как знаю даже из собственного опыта – когда ты работал со спорной информацией, необходимо было сохранять много лет все, что ты делаешь, иначе спустя даже не один год на тебя могут подать в суд, если твоя текущая работа покажется кому-то неугодной. Сейчас такого не будет, срок сократился до одного года, и это очень важно для того, чтобы журналист спокойно осуществлял свою деятельность", - подтвердила Асем Рахметова.
Что касается срока рассмотрения запросов от СМИ, то изначально, по ее словам, предполагалось сократить его с семи до трех дней.
В Казахстане нужны общие правила этики для журналистов
"Но нам пришлось, скажем так, «пожертвовать» данной опцией, потому как мы много «забрали» на другие положения. Так что был оставлен срок выполнения до пяти дней. Думаю, что впоследствии он может быть сокращен и до трех. Я понимаю обе стороны. Тем не менее для того, чтобы журналисту подготовить хороший материал, на основе полноценного ответа от запрашиваемых, было решено, что необходимо все-таки пять дней", - пояснила она.
Поднимался вопрос и по грантовому финансированию. Сейчас для его получения, как пообещала сенатор, будет больше обращаться внимания на раскрытие темы, содержание, смотрибельность, а не как раньше когда порой "приходилось в срочном порядке заполнять страницы ничего не значащей информацией".
Было также озвучено интересное нововведение – создание общественно-профессионального совета.
"Да, его приняли, но, думаю, необходимо будет вникнуть в его структуру, побывать и послушать заседания. Чтобы это было не для галочки – совет ради совета, а осуществлялась реальная помощь журналистам. Например, в участии каких-либо жилищных программ, потому что журналист в этом отношении не относится ни к одной категории, имеющей льготы на приобретение жилья. Да, есть программы для категорий, которые не входят в бюджетные группы, но конкретно для представителей массмедиа такого положения еще разработано не было. И нам в этом плане тоже нужно будет поработать", - заявила Асем Рахметова.
В отношении того, чтобы был увеличен выпускаемый контент на государственном языке, по ее словам, пришли к тому, что «к 2025 году он возрастет до 55 процентов, через год – до 60 процентов». В этом есть плюсы, считает сенатор, однако, по ее мнению, это и большая нагрузка для телеканалов и радио. «Так как необходимо отходить от переводов, переходя на полноценные материалы. А значит, потребуется дополнительное финансирование».
И, наконец, было много озвучено и других серьезных, порой даже спорных, моментов. Например, касающихся получения пресс-карты, введение которой, как отметила Асем Рахметова, предлагало министерство.
"Но мы считаем, что такое неприемлемо, поэтому данный вопрос отложили. Однако в целом, я считаю, работа была проделана большая, и нами было внедрено много полезных нововведений", - заключила сенатор.
Астана