Как грелка порвала Тузика. Сергей Туник об итогах недели

О самых главных вещдоках – ниже.

В среду мажилисмены с каннибальским аппетитом пообедали министром финансов Еруланом Жамаубаевым. Его министерство предложило драть налог с граждан, которые переводят друг другу деньги через мобильные приложения. "Налогами, – наехал на главного финансиста страны депутат-акжоловец Максат Раманкулов, – можно обложить только прибыль. А у граждан на карточке или зарплата, с которой уже удержали налоги, или кредиты, которые нужно вернуть банкам. “Но почему-то фискальные органы опять валят всё с больной головы на здоровую”.

Почему-то сразу вспомнил сказку про Чиполлино, где синьор Помидор ввел налог на дождь и воздух. Сказка – ложь. Да в ней намек? Раньше над ней смеялись. А теперь плакать придется: дожили?

Понятно, что идея минфина – натурально давнейшее давно. На закуску Максат Базаралыевич добавил: мол, лучше бы мытари ловили коррупционеров и возвращали из офшоров деньги, украденные у честных граждан. У Ерулана Кенжебековича слов для оправдания не нашлось. В общем, получилось, как в анекдоте, где грелка порвала Тузика.

В среду в мажилисе министр национальной экономики Асет Иргалиев заявил, что с 2022 года цены на сигареты опять вырастут. Но не ради войны с курением, а во имя соблюдения соглашения, подписанного участниками ЕАЭС. Да, к 2024 году на 1 000 сигарет установят акциз в 35 евро. Каким тогда будет курс тенге, какими средняя зарплата граждан РК и прожиточный минимум – Асет Арманович благоразумно не стал пророчить. Что он, Ванга, что ли? Но зачем-то сказал, что этот законопроект, “обеспечит дополнительные поступления в бюджет”. А если нет? Зарубежный опыт подсказывает: чем выше акцизы и цены – тем больше на рынке контрабанды и нелегальной продукции. Даже просвещенная Европа через это прошла: за 3 последних года там объем только выявленной “контры” вырос на 34 процента. Мало? А платить за решения наших чиновников, подписавших это соглашение, будут рядовые граждане?

Следующий вещдок – цены на еду – таскают с одного судебно… пардон, пленарного заседания мажилиса на другое уже не один год.

Во вторник на заседании правительства министр торговли Бахыт Султанов заявил, что цены на социально значимые продукты питания повысились на 2,4 процента. Хотя на прошлой неделе депутат-народник Айкын Конуров утверждал, что на 11,4. Во-первых, кому верить? Во-вторых, кто виноват? В-третьих, что делать? Ораза каждую вторую неделю! – как выживают казахстанцы, когда зарплаты не успевают за ценами

Конечно, прежде всего, виновато мировое закулисье: еда во всем мире дорожает. Но в Казахстане уже лет 10 якобы функционируют так называемые стабилизационные фонды. Когда осенью цены на некоторые продукты низкие – фонды должны их закупить, забить ими свои кладовки доверху и ждать, когда зимой цены поскачут вверх. Наступил час икс – тут, как в сказке, скрипнет дверь к дешевым товарам для потребителей. Радостно завоют бабы, нервно залают бродячие собаки, запричитают перекупщики-спекулянты – вот она, рыночная конкуренция…

Но из года в год одна и та же картина – распорядители стабфондов из акиматов просто боятся открывать лавку: а вдруг завтра цены еще больше взлетят, а потом меня накажут, что я слишком рано выбросил дешевый товар на прилавки?

Закуп в стабфонды – за счет налогоплательщиков. Сколько еды сгнило и не дошло до них в результате этой чиновничьей трусости и неумения просчитать ситуацию на продуктовом рынке за эти годы – нет полноценной информации. То есть нас грабят, но никто за это до сих пор не ответил?

Кстати, Бахыт Турлыханович на заседании правительства привел в пример пару областей, где этот продуктовый гоп-стоп случился. Но фамилии-явки-пароли не назвал, хотя мог. И порвал бы виновных, как Тузик – грелку. Но не рискнул. Может, где-то и свою вину в чем-то чует?

В первый день весны в Фонде социального медицинского страхования выявили более миллиона нарушений качества и объема медицинских услуг, оказанных поставщиками. В частности, завышение объемов помощи. “Пациентам усложняют диагноз, отказывают в госпитализации, приписывают услуги и лекарственные средства, которые не были предоставлены”, – сказал на коллегии минздрава глава ФСМС Болат Токежанов. И добавил, что по итогам прошлого года “выявлено более 21 тысячи фактически неоказанных услуг на 290 миллионов тенге”. И это на фоне предстоящего повышения зарплаты медработникам в 2023 году в 2,5 раза?

Полагаю, никто не станет спорить: кто убивается за наше здоровье – они этого достойны. Но контроль, общественный и государственный, должен остаться. Не тот укол, не те клизма, таблетка или грелка – и пациент превращается в заявителя в суд.

А исковое заявление и решение суда сильно отличаются от диагноза.

Все-таки лучше быть здоровым и богатым, чем…

Алматы

STunik@caravan.kz